1. Справочные
сведения.
1. Проводящая организация
2. Таблица
общих сведений о походе
3. Район, подрайон (массив) похода
4. Подробная нитка маршрута
5. Адрес хранения отчёта
6. Поход рассмотрен.
2. Содержание отчета
1. Основная идея путешествия, цели и задачи
2. Варианты подъезда и отъезда
Подъезд
Отъезд.
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
4. Изменения маршрута и их причины
5. График движения
6. Техническое описание прохождения группой маршрута
7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на
маршруте.
8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и
других объектов (занятий) на маршруте.
9. Дополнительные сведения о походе
10. Стоимость проживания, питания, средств передвижения.
11. Итоги, выводы, рекомендации.
ФГУП ВИОГЕМ (г. Белгород) при информационной поддержке
Информационного агентства Бел.Ру.
Вид
туризма
|
Категория
сложности
похода |
Продолжительность
общая
ходовых дней |
Сроки
проведения |
Пешеходный
|
1(первая) к.с. |
12 дней |
10 дней |
30.04 – 11.05.'08 |
|
|
|
|
|
Юго-Западный Крым.
Г.
Бахчисарай – пгт. Куйбышево – т/с Новоульяновка – пещ.г.
Мангуп-Кале – с. Терновка – с. Родное – Чернореченский
каньон – с. Передовое – пер. Беечку – гора Орлиный залет
(т/с Барская Поляна) – т/с Чайный Домик – т/с Бойко –
Большой каньон Крыма – приют ГСС «Ай-Петри» - Таракташская
тропа – водопад Учан-Су – г. Ялта.
5.
Состав группы:
Фамилия, имя, отчество |
Туристская подготовка |
телефон |
Козырев Александр
Валентинович |
2 Рук. Горный Крым,
1 Рук. Зап. Крым… |
+79103639412 |
Козырева Наталья
Александровна |
2 Уч.. Горный Крым,
1 Уч. Зап. Крым… |
+79103639407 |
Терехов Денис
Витальевич |
НТП |
+79038853274 |
Олейник Олег
Владимирович |
НТП |
+79103206120 |
Рязанов Константин
Сергеевич |
НТП |
+79066015349 |
Волобуев Юрий
Алексеевич |
НТП |
+79103214489 |
Кабелко Сергей
Геннадьевич |
НТП |
+79155204424 |
Зинченко Алексей
Владимирович |
НТП |
+79066067721 |
г.
Белгород, Народный бул., 93, копия – у руководителя.
Белгородской областной маршрутно-квалификационной комиссией
14 мая 2008 года.
Основная идея путешествия – соединение ниткой одного
маршрута большого множества исторических и природных
достопримечательностей Горного Крыма.
Основная цель похода – прохождение маршрута первой категории
сложности и выполнение нормативов 3 спортивного разряда по
пешеходному туризму.
Задачи похода:
1.
Посещение мест, связанных с боевыми действиями крымских
партизан в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.
2.
Знакомство с историей Крымского полуострова на примерах
пещерных городов Чуфут-Кале и Мангуп-Кале, Бахчисарайского
дворца-музея Крымских ханов, мест действий партизанских
отрядов в годы войны.
3.
Изучение уникальной природы Крымских гор: знакомство с
тектоническим разломом в Большом каньоне, с карстовыми
формами Ай-Петринской яйлы, прохождение различных поясов
высотной поясности растительности.
4.
Прохождение технически сложных Чернореченского и Большого
каньонов.
5.
Корпоративное сближение сотрудников предприятия.
6.
Эстетическое воспитание молодых сотрудников ФГУП ВИОГЕМ.
Электропоездом Белгород-Харьков (наш вариант – оправление
13:09 из Белгорода). Или автобусом из Белгорода до Харькова
от ЖД вокзала. Далее поездом № 545 Харьков - Севастополь до
станции Бахчисарай (наш вариант). Время отправления из
Харькова – 16:59 (далее время киевское), прибытие в
Бахчисарай – 3:50. Или поездом № 81 Харьков – Симферополь до
Симферополя, далее электропоездом Симферополь – Севастополь
(отправление 8:30) до Бахчисарая (время в пути 45 минут).
Возможен также беспересадочный подъезд поездом из Белгорода
до Бахчисарая. Вариант с пересадкой в Харькове выбран из
финансовых соображений. Он приблизительно в 3 раза дешевле
второго варианта.
Из Ялты автобусом до Симферополя (1,5 – 2 часа в пути).
Далее поездом № 82 Симферополь – Харьков (отправление из
Симферополя 22:27; прибытие в Харьков в 7:44). Далее
электропоездом или автобусом до Белгорода.города.
1 ходовой день —
в пгт. Куйбышево.
2, 3 ходовые дни — в село Терновку, оттуда
автотранспортом в Севастополь.
4 - 5 ходовые дни — пешком в село Морозовку или село
Передовое. Оттуда автотранспортом в Севастополь.
5,6,7 ходовые дни — пешком в село Соколиное. Оттуда
автотранспортом в Бахчисарай.
8,9,10 ходовые дни — пешком в село Соколиное, или на
приют КСС к спасателям, или пешком в Ялту (в зависимости от
того, куда ближе).
Изменений маршрута не было.
Дни
пути |
Дата |
участок
дневного перехода |
расстояние,
в км |
ходовое
время, ч |
метеоусловия |
1. |
1.05 |
пгт. Куйбышево –
т/с Новоульяновка |
4 |
1 ч. 15’ |
to +15…+20 oС,
ясно, ветер слабый, без осадков |
2. |
2.05 |
т/с
Новоульяновка – п.г. Мангуп-Кале |
10 |
3 ч. |
to +15…+20 oС,
малооблачно, ветер слабый, без осадков. Ночью to
до +7 oС |
3. |
3.05 |
П.г. Мангуп-Кале
– с. Терновка - Чернореченский каньон |
21 |
5 ч. |
to +15…+20 oС,
облачно, ветер слабый, небольшой очень короткий
дождь. Ночью to до +10 oС |
4. |
4.05 |
Прохождение
Чернореченского каньона |
8 |
6 ч. |
to +12…+17 oС,
облачно, ветер слабый, сильный ливень в 14:00
продолжительностью около часа.. Ночью to
до +10 oС |
5. |
5.05 |
Чернореченский
каньон – с. Передовое – пер. Беечку – гора Орлиный
Залет (т/с Барская Поляна) |
27 |
8 ч. |
to +12…+17 oС,
облачно, сильный порывистый холодный ветер. Ночью to
до +8 oС |
6. |
6.05 |
ДНЁВКА |
-- |
|
to +12…+17 oС,
облачно, сильный порывистый холодный ветер. Без
осадков Ночью to до +3 oС |
7. |
7.05 |
Гора Орлиный
Залет – т/с Чайный Домик – водопад Серебряный –
«Почтовый дуб» - т/с Бойко |
14 |
5 ч. |
to +14…+19 oС,
облачно, порывистый холодный ветер средней силы. В
14:00 – сильный дождь с градом, продолжительностью
около 2 часов. Ночью to до +3 oС |
8. |
8.05 |
Прохождение
Большого каньона Крыма (радиально, кольцевой
маршрут) |
15 |
6 ч 30’ |
to +15…+20 oС,
малооблачно, порывистый ветер средней силы. Без
осадков. Ночью заморозки to до -2 oС |
9. |
9.05 |
т/с Бойко –
приют ГСС «Ай-Петри» |
16 |
4 ч. |
to +10…+13 oС,
пасмурно, порывистый холодный ветер средней силы.
Без осадков. Ночью заморозки to до -3
oС |
10. |
10.05 |
Приют Ай-Петри –
Таракташская тропа – водопад Учан-Су – г. Ялта |
12 |
4 ч 30’ |
to +10…+13 oС,
пасмурно с прояснениями, порывистый холодный ветер
средней силы. В 11:00 на яйле – снежная крупа
продолжительностью около часа. Ночью to
до +5 oС.
В Ялте to +16…+18
oС. Маловетренно. |
ПЕРВЫЙ
ДЕНЬ ПЕШЕХОДНОЙ ЧАСТИ (01.05)
(пгт. Куйбышево – с.
Новоульяновка – Новоульяновское вдхр.)
(Расстояние – 4 км., общее
ходовое время – 1 час 15 минут)
Наш поезд прибывает в Бахчисарай в 3:50 утра. Поэтому время
до рассвета проводим на вокзале. В 6 утра открылась камера
хранения на автостанции, которая расположена рядом с ж/д
вокзалом. Оставив рюкзаки в камере хранения, отправляемся
пешком по старой части Бахчисарая в сторону пещерного города
Чуфут-Кале. По пути заходим в отряд МЧС Украины,
расположенный в 10 минутах ходьбы от Ханского дворца, и
регистрируем группу. Регистрация в МЧС – бесплатна. (От
вокзала до Ханского дворца примерно 40-50 минут ходьбы.
Ходят маршрутки)
От Ханского дворца продолжаем двигаться по старой части
города, расположенной в живописном ущелье. Через 40 минут
приходим к конечной остановке маршруток у местечка
Староселье (Салачик). Здесь расположен туристский рынок
сувениров и сладостей и начинается подъем к действующему
Успенскому пещерному монастырю. Подъем к нему занимает 10-15
минут. Посещаем действую пещерную церковь, набираем воды из
расположенного рядом с входом целебного источника и
продолжаем путь к пещерному городу Чуфут-Кале. Примерно
через 10 минут после Успенского монастыря начинается крутой
подъем к Малым воротам пещерного города. Вход платный: 20
гривен – взрослый, 10 гривен – студенты. Проходим, как
«студенты»!
J
Осматриваем сохранившиеся пещерные комплексы и постройки.
Делаем перекус на горе с роскошным видом на расположенные
внизу долины.
Осмотр
Чуфут-Кале занимает не менее 2 часов.
После
осмотра примерно в 11 часам дня возвращаемся к Ханскому
дворцу и посещаем с экскурсией экспозиции Дворца-Музея
Крымских ханов. Стоимость экскурсии 30 гривен.
Продолжительность – около часа.
По
окончание экскурсии обедаем в расположенном неподалеку
Восточном кафе. После обеда возвращаемся на маршрутке
(стоимость 1 гривна 25 коп.) к автостаниции. Забираем
рюкзаки из камеры хранения и садимся на автобус Бахчисарай –
Соколиное отправлением в 15:10. Стоимость билета до
Куйбышево 3 гривны, багаж – 1 гривна. Автобус
в пути около 45 минут. Выходим на повороте на Новоульяновку
в 5 минутах после Куйбышевской автостанции. Переходим по
мосту реку Бельбек и двигаемся по шоссе в сторону
Новоульяновки с небольшим подъемом. Через 20 минут входим в
село. Сворачиваем направо на сельскую улицу. Впереди
возвышается, перегородившая долину, плотина Новоульяновского
водохранилища. Улочка сбегает вправо к говорливому ручейку,
на противоположном берегу которого видна водопроводная
труба, идущая вдоль долины. Идем по дороге вдоль этой трубы.
Через 15 минут после выхода с шоссе на улочку поднимаемся на
плотину водохранилища. Проходим мимо водохранилища правым по
ходу движения берегом по заметной тропе. Через 15 минут
делаем привал на развилке дорог у западной оконечности
пруда. Всего в пути от выхода с автобуса 50 минут.
От
этого места есть три возможных пути на Мангуп. Первый – от
первой развилки дорог повернуть на уходящую вправо лесную
дорогу. Второй – через 100 метров после первой развилки есть
уходящая вправо-вверх лесная тропа. Третий – еще через 150
метров у поляны отдыха – повернуть направо на широкую
грунтовую дорогу. Третий путь – самый простой и логичный. Но
т.к. на поляне отдыха мы заметили собирающих деньги
выхолощенных лесников, то выбираем тропу. Через 15 минут
после развилки тропа выполаживается и выводит на лесную
дорогу (как раз та, что является первым упомянутым путем).
Проходим по дороге, идущей по водоразделу еще 5 минут и
останавливаемся на ночевку в сосновом лесу. Воду для
приготовления пищи берем в водохранилище.
ВТОРОЙ
ДЕНЬ ПЕШЕХОДНОЙ ЧАСТИ (02.05)
(Новоульяновское
водохранилище – пещерный город Мангуп-Кале)
(Расстояние
– 10 км, общее ходовое время – 3 часа)
После ночевки продолжаем движение по той же лесной дороге в
западном направлении. Через 30 минут дорога выводит нас к
полю в балке Джан-Дере. Выходим на грунтовку, идущую в
направлении, виднеющихся впереди, скал горы Мангуп. Через 15
минут сворачиваем влево на уходящую в лес дорогу и движемся
по ней. Дорога идет постепенно на подъем. На перевале на
развилке поворачиваем направо. Вскоре дорога выходит на
открытый участок
на гребне горы, с которого хорошо видны скалы Мангупа. У
деревянного креста поворачиваем по указателю на Мангупский
пещерный монастырь на грунтовую дорогу, которая через 150
метров заканчивается и продолжается тропой. (1 час от
поворота дороги в лес, 2 часа от места ночевки). Продолжаем
движение по тропинке, которая взбирается к стене Мангупа,
под которой находится монастырь. У монастыря сворачиваем
направо, проходим под скальным обрывом и оказываемся перед
крутой тропинкой, взбегающей через каменистую
расщелину на Магупское плато. Через 15 минут легкого лазанья
выходим на плато. Перед выходом стоит щит, указывающий на
то, что посещение Мангупа платное. Неподалеку стоит
представитель охраны, созерцающий паряцих парапланеристов.
Проходим незамеченными. Запоминаем тропу. Она находится
почти у самой верхней точки Мангупского
плато, обозначенного триангуляционной пирамидой.
Поворачиваем направо и движемся по плато в направлении мыса
Тешкли-Бурун (Дырявый мыс). Через 10 минут проходим через
ворота развалин Мангупской цитадели и выходим
к пещерам Дырявого мыса. Спускаемся по ступеням в пещерный
комплекс, расположенный на восточном обрыве Дырявого мыса,
который у туристов получил название «балкон». На стенах
коричневой краской археологи обозначили номера пещер. Мы
занимаем пещеры №№ 11, 12, 13. Ставим палатки прямо в
пещерах.
Дров
на Мангупе очень мало, поэтому пищу готовим на газовых
горелках. Воду берем в роднике, расположенном в балке Гаммам-Дере (Банный овраг). От нашей пещеры туда идем по
тропе мимо Цитадели, далее проходим около 200 метров по
грунтовой дороге, идущей на запад (не сворачивать вправо!),
и спускаемся по тропе к роднику. Весь пути до источника от
Дырявого мыса занимает 10-15 минут.
ТРЕТИЙ
ДЕНЬ ПЕШЕХОДНОЙ ЧАСТИ (03.05)
(п.г. Мангуп-Кале – с.
Терновка – с. Родное – Чернореченский каньон)
(Расстояние
– 21 км, общее ходовое время – 5 часов)
Выходим
в 9:00. Спускаемся по той же расщелине, по которой
поднимались на Мангуп накануне. Проходим мимо пещерного
монастыря и двигаемся по тропе вниз в юго-западном
направлении к виднеющимуся в долине участку шоссейной
дороги. Весь спуск в Адым-Чокракскую долину занимает около
часа. После короткого привала у выхода на шоссе, двигаемся
по нему сначала в южном направлении. Постепенно шоссе
поворачивает на запад. Преодолеваем небольшой перевал и
через час спускаемся к центру большого села Терновка. Делаем
привал у автобусной остановки и рынка.
Далее
продолжаем идти по тому же шоссе, которое петляет по широкой
горной долине мимо садов и частных усадеб. Через час –
поворот дороги на с. Родное. Идем туда. Преодолеваем
небольшой подъем и через 20 минут после развилки проходим
скалистую горку по правую руку и выходим на окраину села
Родного. Здесь вправо в сады уходит наезженная грунтовая
дорога. Проходим здание, похожее на бетонный барак.
Постепенно спускаемся в долину, засаженную фруктовыми
садами. Проходим большую частную ферму и сворачиваем на
садовую грунтовку. Пересекаем сад и выходим к левому берегу
небольшого пруда. Делаем небольшой привал. От поворота шоссе
на Родное идем почти час.
Продолжаем
движение дальше по дороге. Во многих местах можно заметить,
что дорога, по которой мы идем, вымощена булыжником. Это
т.н. «Немецкая» дорога. В годы войны фашисты построили эту
дорогу для переброски войск на Южный берег Крыма. Все время
придерживаемся этой дороги. Справа вдали на склоне горы
виден большой многоэтажный дом. Это бывший запасной
командный пункт Черноморского флота, построенный в недрах
горы в 60-е – 70-е годы. Рядом видны и другие его
сооружения. Он расположен на противоположном от нас берегу
Чернореченского каньона. Чуть ниже по склону горы приютилось
небольшое село Морозовка (Алсу). Вскоре «немецкая» дорога
начинает спускаться в каньон, петляя по его склону.
Некоторые петли можно срезать по заметным тропинкам. Через
час после привала у пруда спускаемся к руслу реки Черной на
ее правый орографический берег. Проходим налево около 200
метров и располагаемся на ночлег около беседки.
Готовим
на костре. Воду берем прямо из реки Черной.
Вечером
приезжал лесник с семьей на УАЗе. Робко намекнул про то, что
ночевка платная, но к ночи уехал, так и не взяв денег.
После
обеда вокруг нас ходила гроза, но дождь так и не пошел.
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ПЕШЕХОДНОЙ ЧАСТИ (04.05)
(Прохождение Чернореченского
каньона)
(Расстояние – 8 км, общее
ходовое время – 6 часов)
Выход в 8:30. Идем по тропе по правому орографическому
берегу реки Черной вдоль реки. Через 20 минут после выходы
слева – большая, наклоненная к реке поляна с памятником
крымским
партизанам. Идем дальше вдоль реки. Появляются прижимы,
многие из которых можно обойти вдоль воды по проложенным
камням или бревнам. Однако через час после выхода появляется
прижим, который обходим, соблюдая осторожность, по несложным
скалам, поднимаясь довольно высоко. Такое лазание отнимает
много времени и сил. К тому же передвижению мешают низкие
ветви деревьев и часто попадающиеся мелки осыпи. Снова
спускаемся к реке. Продолжаем идти по правому берегу реки,
повторяя изгибы ее русла. Через 2-3 часа после выхода
подходим к очередному прижиму, который можно обойти только,
высоко поднявшись на скалы. На левом берегу реки видим,
уходящую вверх, тропинку. Переправляемся через реку Черную
вброд парами. Дно каменистое, неровное. Глубина реки в месте
переправы достигает 80 см. Скорость течения реки около 1
м/с. В общем и целом переправа достаточно безопасна, но мы
соблюдаем все меры предосторожности.
После
переправы идем по тропе все время набирая высоту.
Поднимаемся до кромки леса и выходим на хорошую тропу,
ведущую из Алсу в каньон. Подъем от переправы занимает около
30 минут. Идем далее по этой тропе в восточном направлении.
Тропа начинает достаточно крутой спуск к левому
орографическому берегу Черной. Через час после выхода на
тропу тропа выводит к водопадам и огромным глубоким
«ваннам». На противоположном берегу полнеба перегораживают
отвесные скалы. Начинает греметь гроза. Через 10 минут
попадаем в сильнейший ливень. Продолжаем двигаться по тропе
левым берегом реки. Тропа то приближается к самой кромке
воды, то подымается на прилегающий склон. Через 15 минут
выходим в ложбинку у воды с большим костровищем. Проходим
дальше. Тропа с трудом становится заметной
на огромном нагромождении крупных камней, через которые
проходим почти полчаса. С камней сваливаемся к ровной поляне
с костровищем. Однако преодолеваем еще одну горку и через 10
минут после последней поляны выходим на почти точно
такую же, где и располагаемся на ночлег.
Нам
повезло. Угли в костре еще не остыли после ухода, стоявшей
здесь до нас, группы, и осталось много толстых дров, не
сильно отсыревших, не смотря на сильный дождь.
ПЯТЫЙ
ДЕНЬ ПЕШЕХОДНОЙ ЧАСТИ (05.05)
(Чернореченский каньон – с.
Передовое – перевал Беечку – гора Орлиный Залет))
(Расстояние – 27 км, общее
ходовое время – 8 часов)
Выход в 8:15. Идем по той же тропе, что и накануне. Тропа в
одном месте преодолевает небольшую безлесную горку и через
50 минут выводит на шоссе Широкое – Передовое у моста через
реку Черная. Здесь щит, говорящий о том, что Чернореченский
каньон – водоохранная зона и вход в него запрещен. Но мы,
однако, не входим, а выходим!
J
По шоссе идем налево. До Передового 6 километров, которые
преодолеваем за час. Погода хорошая: солнышко, свежий ветер,
прохладно.
Пополнив запас продовольствия в местном магазине двигаемся
по дороге в сторону базы отдыха «Атлантика», которую
проходим, оставляя слева ее и пруд, через 20 минут. Еще
через 5 минут прямо у дороги – лесной кордон. Дорога в
этом месте сильно петляет. Но пели можно срезать по тропе,
которая ответвляется влево от дороги прямо у кордона. Далее
идем
по широкой щебенистой дороге. Подъем по ней до перевала
Беечку от Передового занимает 2 часа.
Выйдя
на перевал, поворачиваем вправо на грунтовую дорогу, и почти
сразу, на развилке, налево. Через 30 минут грунтовка выводит
на наклоненное к югу небольшое плато, обрывающееся к северу
отвесными скалами, которое поросло цветущими ярко красными
пионами. Делаем короткий перекус, т.к. виды хоть и хороши,
но ветер крепок и холоден.
Далее
идем по той же самой дороге. Через 20 минут выходим на
перекресток. Нам подходит дорога, которая идет от
перекрестка прямо. Поднимаемся по склону горы Сандык-Кая
(она слева), постепенно обходя ее. Перед очередным подъемом
немного отдыхаем. Через два часа после плато с пионами
дорога сильно выполаживается и начинает углубляться в
сторону горы Ялпах-Кая. Нам туда не надо. К сожалению,
реальных ориентиров здесь нет. Мы ориентируемся по старой
военной крупномасштабной карте и космическому снимку.
Находим еле заметную тропу, которая уходит вправо от
основной дороги, с небольшим набором высоты в сторону горы
Кутлер-Богаз. Обходим ложбину глубокого ручья. Постепенно
тропа становится заметнее и превращается в дорогу. Через час
после того, как мы оставили дорогу, ведущую на Ялпах-Кая,
выходим к верхней точке горы Кутлер-Богаз (она от нас
слева). Чуть дальше влево ведет маркированная красной
краской тропа, ведущая в Соколиное. Идем по водоразделу
дальше. Через 15 минут влево-вниз – грунтовка с маркировкой
маршрута. Она пересекает урочище Хавалых с поляной на дне и
через 30 минут поднимается на другую дорогу, идущую по
водоразделу от Чайного Домика к горе Орлиный залет. У места
выхода вдоль дороги как примета – четыре причудливой формы
граба.
Отсюда
по дороге вправо – Чайный Домик – 15 минут, гора Орлиный
Залет – влево – 40 минут. Идем на Орлиный Залет. В течение
30 минут дорога постепенно поднимается по водораздельному
хребту. Затем после непродолжительного спуска упирается в
развилку. Нам влево – около 10 минут до площадки на горе
Орлиный Залет. На входе щит, гласящий, что данное место
называется «Туристская стоянка Барская Поляна» и она
платная. На поляне, действительно есть скамейки, стол и
дрова, правда, весьма сырые. Забегая вперед скажу, что за
два дня нашего пребывания здесь, за деньгами так никто
и не пришел.
J
Воду
берем в пещере-гроте Данильча-Коба, известной также, как
Плачущий Грот. Туда ведет маркированная тропа, отходящая
вниз от дороги у входа на поляну. Тропа достаточно крута.
Путь в одну сторону занимает около 7 минут. Эта же тропа
ведет в село Соколиное, спускаясь довольно круто вниз перед
самой пещерой.
ШЕСТОЙ
ДЕНЬ ПЕШЕХОДНОЙ ЧАСТИ (06.05)
(ДНЁВКА)
Днёвка,
к сожалению, выдалась достаточно холодной. Осадков не было,
но весь день дул сильный холодный ветер. Спасали только
потрясающие виды, открывающиеся с 500-метрового отвесного
обрыва горы Орлиный Залет. Трое участников группы изъявили
желание спуститься в Соколиное за продуктами для
праздничного стола, посвященного принятию новичков в
туристы. Спуск в Соколиное занял около 2 часов. Подъем около
3,5 часов.
На
закате в Плачущем Гроте при свечах состоялась церемония
посвящения новичков в туристы. После чего вся группа съела
вкуснейший праздничный торт.
СЕДЬМОЙ
ДЕНЬ ПЕШЕХОДНОЙ ЧАСТИ (07.05)
(гора Орлиный Залет – Чайный
Домик – водопад Серебряный – «Почтовый Дуб» - турстоянка
Бойко)
(Расстояние
– 14 км, общее ходовое время – 5 часов)
Выход
в 8:00. За час доходим до Чайного Домика по дороге, по
которой пришли на Орлиный Залет. Перед Чайным Домиком чтим
память партизан, павших в годы войны у братской могилы.
Проходим мимо построек Чайного Домика (кордон лесника и база
отдыха) в том же направлении, в котором идет наша дорога.
Вправо ведет широкая дорога на Ай-Петринское плато. Проходим
мимо капитального туалета и попадаем на маркированную тропу.
Сразу поворачиваем влево. Одолеваем небольшой подъем и
начинается крутой спуск. Через 15 минут после Чайного Димика
спускаемся к руслу сухого ручь, и в течение 5 минут идем его
правым берегом. Выходим на хорошую грунтовую дорогу. Далее
идем по ней по правому борту живописного овражка. Через 15
минут выходим на безлесный участок, с которого открывается
вид на начало Большого каньона Крыма и склоны горы Сююрю-Кая.
Дорога поворачивает вправо и через 5 минут круто
спускается к небольшому пруду. Это так называемое Юсуповское
озеро, в котором князь Юсупов якобы выращивал форель. Далее
идем правым берегом ручья, вытекающего из Юсуповского озера,
и через 5-7 минут выходим к водопаду Серебряному, у которого
переходим речку по камням.
После
отдыха у водопада пидем по левому берегу речки по
проложенной для экскурсионных групп тропе. Через 10 минут
выходим на грунтовку у водомерного поста и идем дальше по
ней. Еще через 10 минут грунтовка оставляет справа внизу
ресторан «Каньон» и лесной кордон, выходит к шумящей внизу
автостраде Бахчисарай – Ай-Петри – Ялта. Туда ведет
тропинка. Пересекаем шоссе и спускаемся к реке. Пересекаем
реку Коккозка по камням, или по пешеходному мостику. Щиты на
том берегу нам уже говорят о том, что мы находимся в Большом
каньоне Крыма. Это пока не совсем так, но мы двигаемся по
лесной тропе с указателями «в Каньон». Через десять минут
проходим щиты, гласящие, что здесь находится пост охраны
Каньона и всяк входящий должен тут платить денежку по 10
гривен. Но
охраны по близости нет, поэтому проходим бесплатно. Подъем
по тропе к «Почтовому Дубу» занимает 15 минут. Делаем у него
привал, и читаем многочисленные послания, оставленные
туристами, а также слушаем трогательную легенду о почтовом
дубе. (От Серебряного в пути 50 минут)
Мимо
Почтового Дуба почти траверсом проходит широкая тропа в
Большой каньон. До него 10 минут ходу. Но нам туда пока не
нужно. В 50 метрах от Дуба в сторону Каньона влево вверх
уходит заметная тропа, по которой мы и продолжаем свой путь.
Тропа в течение 30 минут круто взбирается по склону горы,
постепенно углубляясь в лес. Игнорируем левые ответвления
тропы, уводящие на вершину горы. Через 30 минут подъема
тропа выполаживается и приводит на небольшую поляну с
костровищем и хоженой тропой. Поворачиваем на тропу налево и
сначала по руслу сухого ручья, а потом по его левому (орографически)
берегу постепенно поднимаемся и через 15 минут выходим к
роднику Джевизлык (Ореховый).
После
короткого отдыха продолжаем подъем, который выполаживается
через 15 минут. Далее тропа в течение 20 минут идет вдоль
борта каньона по лесу. Наконец выходим на перевальную точку.
Гремит гром. Временами срываются редкие крупные капли дождя.
Тропа становится дорогой, которая через 50 минут после
Орехового родника приводит на поляну, пересекает ручей
Йохаган-Су и выходит на другую поляну. Здесь мы спешно
ставим палатки. Едва были поставлены палатки, как начался
крупный град!! Потом град сменился мелким дождем и
продолжался около 2 часов.
Воду
берем в ручье Йохаган-Су. Дрова в лесу есть.
ВОСЬМОЙ
ДЕНЬ ПЕШЕХОДНОЙ ЧАСТИ (08.05)
(Осмотр Большого каньона
Крыма: т/с Бойко – мыс Пятый – пещ. Таур-Коба – мыс
Сторожевой – Голубое озеро – ист. Пания – Ванна Молодости –
узкая часть каньона – Куру-Узеньская котловина – т/с Бойко)
(Расстояние – 15 км, общее
ходовое время – 6 часов 30 минут)
На
следующий день у нас запланирована дневка. Но мы ее проведем
активно и полезно. Оставим палатки на попечении радушных
соседей-туристов и отправимся по тропе, отходящей от ручья
Йохоган-Су в юго-западном направлении. Одолеваем небольшой
подъем. Через 5 мин., сразу же, как заканчивается подъем,
развилка. Идем налево. Лес расступается, тропа неожиданно
приводит к грандиозному провалу. Мы на мысе Пятом над
тесниной Большого каньона. Стены абсолютно отвесны. Прямо у
нас под ногами проносятся, со свистом рассевая крыльями
воздух, стрижи. Тропа
ведет направо к выдающемуся в сторону каньона мысу
Четвертому с чернеющей дырой Коровьего грота. Через 5мин. мы
проходим под нависающим скальным карнизом и оказываемся у
входа в Таур-Коба (Коровья пещера). В глубине грота часто
можно видеть настил из бревен. Обходим Четвертый мыс по
тропе. С каждым поворотом открываются новые перспективы
каньона. Тропа спускается в глубокое ущелье, пересекает его
и поднимается на борт каньона. Дальше тропа некоторое время
держится кромки каньона. Перед самым спуском развилка. Идем
налево. Через 7-8 мин. проходим по самой бровке отвесного
обрыва и оказываемся на краю выдающегося вперед скального
утеса. Это мыс Первый, названный географом Пузановым
Сторожевым. Утес действительно господствует над всем
каньоном. С его вершины открывается, пожалуй, самый
величественный вид в этом районе.
Полюбовавшись
видом с мыса Сторожевого, покинем борт каньона и пройдем по
его дну. Со Сторожевого возвращаемся той же тропой, по
которой к нему пришли до развилки. Сразу от развилки
начинается спуск. Тропа проходит мимо небольшого источника (Джевизлык),
пересекает несколько балок. Примерно через 20 мин. развилка.
Тропа направо ведет к Почтовому дубу (см. предыдущий день).
Мы идем налево. Спуск становится крутым. Снизу доносится шум
воды. Мы выходим на широкую дорогу на дне каньона у самой
реки. Здесь установлены металлические указатели. Тропа
направо через 10 мин выводит к Почтовому дубу. Совсем рядом
справа находится одна из достопримечательностей Каньона —
Голубое озеро — красивая обширная котловина, заполненная
прозрачной водой. Почти всем составом купаемся в бодрящей
воде.
Идем по
каньону вверх по течению реки Аузун-Узень (Устьевая речка).
В ста метрах выше Голубого озера, там где основная тропа
спускается к реке, с противоположной стороны в реку впадает
ручей Алмачук (яблоневый ручей). Вдоль него есть одна из
троп на Ай-Петри. Продолжаем путь вдоль реки. Через 10 мин.
подходим к одному из крупнейших кастовых источников Крыма —
Пания. Из карстовой полости этого источника ежесекундно
изливается более 300 литров воды.
Еще
20 минут ходьбы по облизанным водой камням, и мы оказываемся
у одного из самых знаменитых мест каньона — у Ванны
Молодости. Это название карстовой котловины, глубиной около
4 м дали туристы. Старое же название ванны — Караголь
(черное озеро) — уже порядком позабылось. Окунитесь в Ванну
Молодости, и у вас появятся свои соображения по поводу
правдивости современного названия.
Продолжаем
движение по дну каньона. Через 5 мин. за Ванной Молодости
Проходим мимо бьющего из правого борта каньона (напомню - он
слева по ходу движения) источника. Именно его вода наполняет
Ванну Молодости. Летом можно убедиться, что выше родника
воды почти нет. Но то летом, а весной во время таяния снегов
и в паводки здесь несется бушующий поток, заполняющий каньон
от одной стены до другой и тогда каньон непроходим.
Воды в
каньоне немного, значит можно совершить увлекательную
"кругосветку" по каньону, которую мы сейчас и продолжим.
Через 5 мин. после родника подходим к самому узкому месту
каньона. Стены здесь так близко подходят друг к другу, что
порой от одной до другой можно дотянуться руками. Над
головой лишь изредка мелькает полоска неба. Величественно и
сурово ущелье. Дальше местами русло перегораживают огромные
валуны и глубокие ванны. Приходится применять элементарные
навыки скалолазания. На прохождение всего каньона требуется
около 2 часов.
Вот
слева привлекает внимание, пересыхающий в летнее время,
водопад. Им низвергается в каньон ручей Йохоган-Су. Если
подняться на водопад, то через 15-20 мин. можно дойти по
ручью до турстоянки Бойко. Однако, подъем по водопаду без
страховки небезопасен. Если же пойти по каньону дальше, то
через 20-30 мин. скалы ущелья начнут расступаться. Мы
вступаем в Куру-Узенскую котловину и выходим на широкую
тропу на большой поляне. Это тропа с Бойко на Ай-Петри, а
поляна называется у туристов Оленьей. По тропе налево 40
минут возвращаемся до т/с Бойко.
ДЕВЯТЫЙ
ДЕНЬ ПЕШЕХОДНОЙ ЧАСТИ (09.05)
(т/с Бойко – Оленья Поляна –
приют КСС Ай-Петри)
(Расстояние – 16 км, общее
ходовое время – 4 часа)
Мимо
поляны, на которой мы остановились проходит колесная дорога,
ведущая в с. Счастливо. Вправо от нее через поляну
ответвляется маркированная тропа на Ай-Петри. Через 5 минут
после места ночевки тропа пересекает небольшую ложбинку, и
начинается подъем на мыс Трапис. Затем тропа пересекает
несколько балок и спускается в Куру-Узенскую котловину к
Оленей Поляне. От Бойко идти 40 минут. Почти сразу после
спуска тропа пересекает речку и далее идет по ее левому
берегу. Тропа еще пару раз пересекает речушку и через 15
мину после выхода к Оленей Поляне начинается крутой подъем
влево по склону горы у некогда мощного родника. К нашему
удивлению этот родник оказался совершенно сухим, и лишь
зеленый мох, покрывающий камни, говорил о том, что здесь был
родники сопоставимый по дебету с Панией в Большом каньоне.
Начинаем затяжной подъем, который преодолевается с одним
привалом, который делаем через 50 минут после начала подъема
на поляне у горы Куш-Кая. Еще через 25 минут крутой подъем
заканчивается у большой кучи консервных банок, которые
являются печальным ориентиром еще со времен Советского
Союза!
Здесь
выходим на безлесный участок и движемся влево по грунтовой
дороге. Дорога ныряет в небольшую ложбинку и постепенно
поднимается по склону горы, на вершине которой видны
сооружения горнолыжного подъемника. В верхней перевальной
точке тропы на склоне горы через 20-25 минут после выхода на
плато делаем привал и поднимаемся на вершину горы. Ее высота
1275 метров над уровнем моря является наивысшей точкой всего
маршрута. Кроме того, вершина – очень выигрышная обзорная
точка, с которой открывается вид как на Ай-Петринское плато,
так и на большую часть пройденного нами маршрута.
Продолжаем двигаться по дороге, которая спускается по
ложбинке и через 15 минут выводит на широкое поле. Справа от
нас в 200 метрах проходит шоссе Бахчисарай – Ялта. Можно
продолжить путь по шоссе. Но мы выбираем в качестве
ориентира вышки в районе Айпетринской метеостанции и
двигаемся прямо по полю в их направлении. Переваливаем
небольшой холм и оказываемся на тропинке, которая спускается
к шоссе. Далее идем по шоссе, и через час после последнего
привала у высоты 1275 выходим к многочисленным магазинчикам
и кафешкам у скалы Шишко и метеостанции. Метеостанцию
проходим, оставляя слева, и подходим к домику приюта КСС, у
порога которого нас встречает заслуженный альпинист и
спасатель Валерий Григорьевич Лихачев, или просто - Григорич.
J.
Ночуем на приюте. Готовим на цивильной кухне, принимаем душ.
Отмечаем День Великой Победы в расположенном недалеко от
памятника партизанам кафе «Царская охота», которым заведует
также спасатель Дмитрий, с которым мы знакомы многие годы.
Все тосты сегодня звучат только за Победу и за тех, кто
ценой своей жизни дал нам возможность свободно наслаждаться
красотой этих гор. Выходим также и к памятнику, у которого
объявляется минута молчания...
В
честь Дня Победы у каждого из нас на одежде есть
Георгиевская ленточка...
Погода
сегодня была чисто ходовой. Низкие серые облака, небольшой
ветер, прохладно и без дождя. К вечеру небо над Ай-Петри и
Ялтой прояснилось, и мы смогли вдоволь налюбоваться огнями
ночной Ялты.
ДЕСЯТЫЙ
ДЕНЬ ПЕШЕХОДНОЙ ЧАСТИ (10.05)
(приют КСС Ай-Петри –
Таракташская тропа – водопад Учан-Су –
Ялта (Поляна Сказок))
(Расстояние – 12 км, общее
ходовое время – 3 часа 30 минут)
Утром
погода «порадовала» зарядом снежной крупы, который
продолжался около часа. При этом было достаточно тепло. Наш
поезд поздно вечером, поэтому мы спокойно переждали непогоду
за гостеприимными стенами приюта, и вышли только в 11:00.
Небо оставалось все таким же свинцовым, но осадки прошли, и
было даже сухо.
Сначала
идем по шоссе в сторону Бахчисарая метров 250. Сворачиваем
на дорогу, ведущую к дому лесника, стоящему вдалеке от
остальных коммерческих построек на северо-востоке от нас.
Через 10 минут у дома нас останавливает лесник, но после
проверки маршрутной книжки вежливо раскланивается и желает
счастливого пути. Т.о. в этом походе лесники не взяли с нас
ни копейки!
J
Через 25 минут после выхода из Приюта дорога спускается в
ложбинку, вправо от которой идет довольно глубокий овраг.
Сразу за оврагом у каменного тура вправо же отходит хорошо
заметная тропа. Это и есть начало Таракташской тропы. Через
10 минут, пройдя сосняк, тропа приводит к началу крутого
спуска. Есть развилки, но, как правило, все они сходятся.
Еще через 15 минут подходим к началу, проложенных на крутом
участке ступеней с перилами. (Час от Приюта). Облака
постепенно рассеиваются, и скалы Таркташа предстают перед
нами во всем великолепии! Идем дальше. Проходим ступени с
перилами и тропа начинает петлять по лесу, состоящему
из мачтовой Крымской сосны. Во многих местах есть заметные
срезки. Мы не срезаем, т.к, во-первых, это скорее проигрыш в
силе, чем выигрыш во времени, а во-вторых, срезки уродуют и
убивают старую добрую тропу! Через час петляний по лесу
выходим на участок Штангеевской тропы со скамейкой и
перилами. Слева шумит вода реки Учан-Су, прямо перед нам
восхитительный вид на Ялту, под нами – здание ресторана «Учан-Су».
По Штангеевской тропе идем вправо. Через 10 минут выходим на
шоссе
Ялта – Бахчисарай. Идем налево, проходим ресторан и
оказываемся на автобусной остановке.
Не
забываем посетить и водопад Учан-Су – самый высокий в Крыму.
Вход стоит 5 гривен. Но надпись на входе:«Внимание! Водопад
находится в своем обычном летнем состоянии! Воды почти не!»
- оказалась настолько точной, что мы пожалели потраченные
деньги. Лишь тонки струйки увлажняли скалу, с которой в
паводок низвергается бушующий поток!!
От
автобусной остановки идем по шоссе в сторону Ялты. Через 100
метров уходим на спускающуюся к речке тропу. Пересекаем
небольшой приток, и выходим через 20 минут на бетонную
дорогу у моста через реку Учан-Су. Переходим по мосту на ее
левый берег и далее двигаемся по бетонке, а затем по
асфальту, мимо ресторана «Горный ручей», и через 45-50 минут
после выхода от остановки у водопада выходим к Южнобережному
шоссе к остановке «Поляна Сказок».
Всё! На
этом пешая часть похода закончилась. Попутной маршруткой
добираемся до автовокзала. Оставляем рюкзаки в камере
хранения и гуляем по залитой весенним солнцем набережной.
I. Следует соблюдать особую осторожность на плато горы
Мангуп и не подходить очень близко к отвесным обрывам!
II. Особую осторожность следует проявлять при обходе
скальных прижимов Чернореченского каньона.
III. Переправа через реку Черная вброд парами. Глубина реки
в месте переправы – 0,8 м., скорость течения до 2 м/с.
IV. В случае высокой воды в Большом каньоне Крыма и при
наступлении непогоды ИСКЛЮЧИТЬ прохождение каньона по его
дну! Паводок чрезвычайно опасен!!
V. Существует опасность заблудиться на Ай-Петринской яйле в
том случае, если ляжет густой туман.
VI. Прохождение Таракташской тропы в непогоду и при лежащем
снежном покрове чревато возможностями заблудиться и попасть
на отвесные скалы. Также существует опасность срыва во время
передвижения.
Пещерный город Чуфут-Кале и Успенский пещерный монастырь
расположены на западной окраине Старого города Бахчисарая.
Путь к ним ведет по узкой восточной улочке, расположенной в
живописном ущелье. От ж/д вокзала к подножию горы, на
которой расположен Успенский монастырь, ходят маршрутные
такси.
Бахчисарайский дворец-музей Крымских Ханов.
Расположен в старой части города на полпути к Успенскому
монастырю.
Пещерный город Мангуп-Кале
– один из наиболее известных
и интересных пещерных городов Крыма – столица древнего
княжества Феодоро.
Чернореченский каньон
– гидрологический и ландшафтный памятник природы. Самый
большой каньон в Крыму, по дну которого протекает самая
полноводная река Крыма. Место базирования одного из самых
активных партизанских отрядов Крыма в годы Великой
Отечественной войны.
Гора Орлиный Залет
– отвесная скала, с которой открывается один из самых
завораживающих видов во всем Крыму. Место базирования штаба
одного из партизанских отрядов Крыма в годы Великой
Отечественной войны. Неподалеку расположена грот-пещера
Данильча-Коба, известная также, как Плачущий Грот
– геологический памятник природы.
Юсуповский пруд –
водоем, созданный князем Юсуповым для разведения форели.
Рядом расположен гидрологический памятник природы –
водопад Серебряный высотой 12 метров.
Большой каньон Крыма
– геологический и ландшафтный памятник природы. Самый
глубокий каньон в Крыму, высота отвесных склонов достигает
300 метров. В БКК сосредоточена масса
достопримечательностей: «Почтовый дуб», Ванны «Голубое
озеро» и «Ванна молодости», Один из крупнейших карстовых
источников в Крыму Пания с дебетом около 370 литров в
секунду...
Ай-Петринское плато
– типичная крымская яйла. Природный заповедник.
Многочисленные достопримечательности: скалы Ай-Петри,
видовая площадка на скале Шишко, многочисленные карстовые
формы – воронки и пещеры...
День Победы и минута молчания у памятника Партизанам.
В память о тех, кто сложил свои головы в борьбе за свободу
нашей Родины в годы Великой Отечественной войны бал
объявлена минута молчания у памятника Крымским партизанам на
Ай-Петри..
Таракташская тропа,
проходящая через живописные обрывы Ай-Петринской яйлы и
пересекающая несколько зон высотной поясности.
Водопад Учан-Су –
гидрологический памятник природы. Самый высокий водопад в
Крыму, высота падения воды 98 метров. К сожалению, оказался
практически пересохшим и маловодным.
Нахождение практически в любой части Горного Крыма
фактически является платным. Лесники откровенно занимаются
выколачиванием денег из туристов. Обычная такса лесников –
10 гривен за человека в день. Кроме того многие
достопримечательности отданы местными властями в аренду
различным частным лицам. Опыт показывает, что штамп МЧС или
КСС (ВНИМАНИЕ! В Крыму – это совершенно разные структуры!)
может оказать положительное влияние на лесников. Так лесник
у Таракташской тропы, проверив наличие штампа МЧС в нашей
маршрутной книжке, сразу потерял к нам интерес, как к
потенциальному источнику прибыли. Я уже не говорю о том, что
регистрация в КСС обязательна и без того для собственной же
безопасности. Кстати говоря, регистрация в МЧС бесплатна. В
КСС Крыма же вам придется заплатить за регистрацию по 5
гривен с человека.
При подготовке к походу и при его прохождение мы
пользовались космическими снимками высокой четкости. В
Google
они есть почти на всю
территорию Горного Крыма. Часто видны даже небольшие тропы в
лесу. Очень удобно использовать эти снимки в совокупности с
крупномасштабными картами.
Курсы
валют на время похода (рублей за 1 единицу)
За 1 $
США — 23,4 руб.
За 1 украинскую гривну – 4,9 руб.
Стоимость проживания и проходы(в расчете на 1 человека)
№ п/п |
Вид расходов |
в рублях |
в гривнах |
1. |
Проход на Чуфут-Кале
и Мангуп-Кале |
|
20 |
2. |
Стандартная «такса»
лесников (в день) |
|
10 |
3. |
Приют КСС Ай-Петри
(5-местный номер) |
|
50 |
4. |
Приют КСС Ай-Петри
(5-местный номер) |
|
60 |
5. |
Камера хранения на
Бахчисарайской АС (за рюкзак) |
|
3 |
6. |
Камера хранения на
АВ в Ялте (за рюкзак) |
|
3 |
7. |
Экскурсия в Ханский
дворец |
|
30 |
8. |
Вход на Учан-Су |
|
5 |
Стоимость питания (за единицу измерения)
№ п/п |
Вид расходов
(единица измерения) |
в рублях |
в гривнах |
1. |
Хлеб (буханка) |
|
2 |
2. |
Вино на розлив (за
литр) |
|
От 20 |
3. |
Молоко (1л) |
|
4 |
Стоимость средств передвижения (в расчете на 1 человека)
№ п/п |
Маршрут переезда
(средство передвижения) |
в рублях |
в гривнах |
1. |
Белгород – Харьков
(электропоезд) |
82 |
-- |
2. |
Харьков – Бахчисарай
(поезд 545, купейный вагон, с учетом ком.сбора) |
|
81,95 |
3. |
Маршрутное такси в
Бахчисарае |
|
1,25 |
4. |
Бахчисарай –
Куйбышево (автобус +багаж) |
|
3,26(+0,30) |
5. |
Городской троллейбус
в Ялте |
|
0,75 |
6. |
Ялта - Симферополь
(м. такси) |
|
20 |
7. |
Симферополь –
Харьков (№ 82 скорый, купейный вагон, включая
к.сбор) |
|
95,07 |
8. |
Харьков – Белгород (автобус+багаж) |
|
16(+3) |
9. |
Харьков – Белгород
(электропоезд) |
|
3,09 |
Запланированный маршрут пройден полностью и точно в
запланированные сроки. Поставленная задача выполнена
полностью. Цели, поставленные перед походом, полностью
выполнены. Группа проявила себя, как единый организм. Все
участники похода удачно дополняли друг друга. По окончании
путешествия всем очень не хотелось, чтобы сказка так быстро
заканчивалась! Каждый участник проявил себя в походе зрелым
туристом, способным на прохождение куда более сложных и
длительных путешествий.
Туристы
побывали во многих местах, связанных с деятельностью
Советских партизан в годы войны, познакомились с древней
историей Крыма, посетив пещерные города Мангуп и Чуфут-Кале,
а также Дворец Крымских ханов в Бахчисарае, близко
столкнулись с великолепной природой Горного Крыма, научились
ее ценить и беречь. Все наши костры были только на старых
костровищах, и тщательно тушились перед уходом с места
стоянки. Весь свой бытовой мусор мы забирали с собой и
выбрасывали в мусорные баки в населенных пунктах. Кроме
того, места своих стоянок были тщательно убраны от
разнообразного мусора, который был по возможности сожжен.
Вывод – ПОХОД УДАЛСЯ!
Рекомендации:
·
При
планировании маршрута очень удобно пользоваться Интернетом.
Так на сайте
http://www.travel.org.ua/
есть много полезной и актуальной информации. Работает
активно посещаемый туристами форум «Туризм в Крыму», где
можно узнать последние новости, а также попросить совета
бывалых туристов;
·
Очень удобно
использовать в купе с картографическим материалом
космические снимки , размещаемые на портале
Google;
·
Мы
использовали на маршруте коротковолновые радиостанции,
которые временами нас здорово выручали при поиске троп в
солных для ориентирования местах;
·
Купите
сим-карту любой украинской мобильной компании! Во многих
местах в горах мобильная связи весьма устойчива. Можно даже
узнавать прогноз погоды на портале
wap.gismeteo.ru
Есть прогноз погоды
и на Ай-Петри;
·
Билеты в Крым
и обратно на майские праздники покупайте заранее. Через две
недели после начала продажи билетов, на поезд 81 их уже не
было, поэтому нам пришлось ехать на менее удобном (хотя и
прямом) поезде №545.
|