Сплав по реке Койва:

или "Как я стал туристом-водником"

По следам воспоминаний о небольшом водном походе по уральской реке Койва.

Откуда что берётся?

Летом 2012 года мы завершали большой контракт с Сарановской шахтой "Рудная", что в Пермском крае в самом сердце Уральских гор. Сам посёлок Сараны` находится в редкостной, для жителя Средней полосы России глухомани - в 200 километрах к востоку от Перми, в горах, совсем недалеко от границы Европы и Азии. Посёлок существует по большому счету потому, что здесь добывают руду достаточно редкого и ценного металла - хромит. В хромитах встречается редкий красивый минерал - уваровит. Собственно, именно благодаря уваровиту, кстати, камню, который обожала Екатерина II, хромиты здесь и были открыты. А сегодня уже сам минерал считается сопутствующим продуктом. Говорят, что при обнаружении жилы уваровита в шахте начинает "золотая лихорадка" и работа фактически парализуется. Но такие случаи сейчас уже очень редки.

Окрестности Саранов и сам посёлок тоже сами по себе довольно живописны. А, учитывая, что период нашей командировки совпал с началом "белых ночей" (да-да, такие бывают не только в Питере!), для нас это было вдвойне экзотичнее. К примеру, закат солнца можно было наблюдать примерно к полуночи, а в час ночи на улице можно было запросто читать книгу без лампы. Елово-пихтовые леса, плавные изгибы гор, быстрые прозрачные речки очень располагали к хорошему отдыху, после трудового дня. Командировка предполагалась длительная. Однажды нам сообщили, что, если мы хотим, то можем совершить сплав по горной речке вместе с коллективом шахты, который запланирован на время череды выходных, связанных с Днем России (12 июня). Мы полезных перспектив никогда не супротив. Тем более, что в своем снаряжении имели не только всё, что необходимо для городского быта, но также и туристское снаряжение, включая котелки, горелки, спальники и палатку. Позже, к сожалению, оказалось, что из нас четверых возьмут только двоих. Сашка и Олег выдали нам с Сергеем по волшебному пендалю со словами: "Хоть отдохнем от вас!")))

В путь!

Настал час Х. Итак, нас белгородцев двое: Ваш покорный слуга - полный ноль в водном туризме, но далеко не новичок в туризме в принципе, в свидетельство чему даже корочка инструктора имеется; Сергей Кабелко - ходивший под моим началом в горный поход, по большому счету - шнурок, зато имеющий за плечами два больших водных похода по рекам Карелии. Из всей остальной группы, численностью в 22 человека, знаем только парня, с которым работаем - Андрея Ивойловского, и знакомы с его женой. По опыту догадываемся, что это - ТОЛПА!! Причем, скорее всего эта толпа будет бухать напропалую весь сплав. Морально к этому готовимся. А также готовимся к тому, что, хоть мы и "приглашенные звёзды", но скорее всего на нас ляжет основная нагрузка в этом походе. Не. Ну водку мы, разумеется тоже берем, аккуратно перелив литр горючей жидкости в пластиковую тару.

Сборы. Грузимся в ПАЗик, который доставит нас до поселка Кусье-Александровский, где пересаживаемся в более проходимый транспорт. Кроме того захватываем здесь нашего инструктора (о нём позже) и три разобранных катамарана. Едем по раздолбанной грязной дороге в поселок Усть-Тырым, что чуть выше по течению. Здесь на поляне сгружаем всё наше барахло с грузовика. Кто-то начинает готовить обед. Кто-то занимается сборкой катамаранов. Пока все еще в трезвом уме и здравом рассудке, поэтому дело спорится. Через час плавсредства уже готовы, загружены снаряжением, стол накрыт. Как турист-пешеходник, я не привык к такому изобилию, которое могут себе позволить водники! Сказать, что обед был сытным - ничего не сказать! Радовало то, что сегодня в нашем экипаже я буду филонить. На вёслах будут другие.

Спускаем катамараны на воду. Три экипажа. При этом наш наверное самый адекватный и сильный. В первую очередь это связано с тем, что у нас капитанит сам инструктор сплава - директор турбазы Усть-Койва, где мы планируем завершить маршрут, мастер спорта по водному туризму, и вообще фигура весьма колоритная Ячменев Николай Геннадьевич, или просто Геннадич! Накануне прошли обильные дожди, поэтому речка Койва довольно полноводна и быстра. Геннадич говорит, что эдак мы и устать не успеем. Я "курю бамбук", возлежа между баллонами, балдею от безделья и созерцания дикой природы, иногда фотографирую. Геннадич травит анекдоты, иногда прерываясь на короткие и чёткие команды экипажу да периодически отстающим от нас двум другим катамаранам. Причина отставаний понятна - успевать бы стаканы наполнять!))

Что могу сказать о первых впечатлениях от самого факта сплава. Толком прочувствовать еще не успел, т.к. на весле не сидел, а балдеть под равномерное покачивание лодки, конечно, в кайф. В качестве релаксации такие простые сплавы - самое оно! Через пару часов приближаемся к месту первого ночлега. Сегодня ночуем на огромной ровной поляне, покрытой высокой сочной травой, на левом берегу Койвы напротив Шайтан-камня. Шайтан-камень - это скала высотой около 70 метров, нависающая над рекой. Скала известняковая. На ней есть пару небольших карстовых гротов. Но на скалу мы пойдем после того, как разобьем лагерь. Тут надо упомянуть, что как раз в канун нашего путешествия на Урале было нашествие белых бабочек. Ребята, это невозможно передать ни каким фото и видео, это надо видеть! Каждая мокрая кочка, каждый камешек буквально облеплены огромным количеством шевелящихся бабочек. А, если их спугнуть, то оказываешься словно в волшебном фейерверке из крупных конфетти!

Разбили лагерь. Мы с Серёгой вдвоем в своей палатке. Вообще всё по-королевски. Очередным культурным шоком для меня стало появление в руках одного из участников компактной бензопилы! Мда! В таком лесу с такой пилой с дровами точно проблем не будет! Пока суд да дело, успеваю подогреть на горелке котелок чаю. После чаепития, Геннадич предлагает всем желающим переправиться на тот берег, чтобы взойти на Шайтан. На пустых катамаранах быстренько перегребаем на ту сторону. Швартуемся. Дальше - пешком по лесным зарослям. И вот у же стоим на карнизе отвесной скалы и любуемся пейзажами. Все, кому не лень фотографируются. Напрягает не в меру осмелевший от водки парень, принявшийся, стоя на краю обрыва, бросать в сторону лагеря камушки. Того и гляди полетит за камнями следом!! Но обошлось.

Виды впечатляют. В первую очередь в силу своей диковинности. Будучи горным туристом, я всё-таки больше дружу с другими пейзажами - открытыми на много вёрст пространствами. Но и тут здорово! Уходящая вдаль, скрывающаяся за поворотом, река, мягкие очертания горных склонов, покрытые лесом, словно спина огромного зверя зелёным мехом, и воздух. Чистый, чистый воздух...

Спустившись с Шайтан-камня вылавливаем чуть выше по течению утерянный кем-то спасжилет. Геннадичу в хозяйстве пригодится. Готовим ужин. Пока народ куралесит, соображаем на троих с Серёгой и Геннадьичем. Серёга решил порыбачить, для чего прихватил с собой удочку из дома. Но после дождей рыба не клюет. Хотя, говорят, что хариус здесь берет хорошо. Без свежей рыбки, правда, не остались. Банкой наловили сепельдявок, из которых получилась весьма зачётная уха. В пеших и горных походах я так много не ел никогда, наверное, никогда есть и не буду. Таскать на себе столько продуктов - самоубийство! А водки, водки то сколько!!!! Судя по количеству спиртного, заснуть сегодня ночью не сможет никто. Впрочем, я для себя решил всё-таки проверить: "Когда же всё-таки стемнеет!" И этого момента я таки дождался. Часа в три ночи сделалось темно, как и у нас обычной ночью. Правда, не на долго. Уже через час забрезжил рассвет. На завтра намечался довольно серьезный переход, поэтому под утро я решил пару часиков вздремнуть...

Понедельник - день тяжелый.

Сегодня - 11 июня - понедельник. Геннадич сказал, что в связи с невменяемостью некоторых гребцов, надо усилить один из экипажей. Сёрегу, как самого продвинутого в водном туризме отправляют "на галеры". Я временно занимаю его место на весле нашего экипажа. Надо сказать, что утром я испытал очередной шок. Проснулись все довольно рано. По нашим подсчетам 30 минут на сборы нам с Серёгой должно было хватить, а перепившаяся компания, по идее, должна была собираться не меньше часа, а то и двух. Каково же было моё удивление, когда, выйдя утром из палатки, я обнаружил, что наша палатка стоит на поляне одна. Остальные уже упаковались! Не ожидал я такой прыти. Пришлось вспомнить навыки собирания рюкзака на скорость, чтобы не задерживать компанию. Завтрак, кстати, тоже уже был готов.

По опыту прошлого дня, когда было очень жарко, оделся в футболку и шорты. Был не прав! Утро выдалось пасмурным и с прохладным неприятным ветерком. К счастью через час мы делали большой привал у места впадения речку Кусья в Койву, где удалось утеплиться. Здесь к нам должна была присоединиться небольшая группа из Перми, оплатившая сплав Геннадичу.

Речка Кусья впадает в Койву водопадом. Около этой достопримечательности мы и сделали привал. Я оделся, и решил подняться на пригорок, откуда сделал неплохие снимки с видом на долину Койвы и заброшенную алмазную фабрику.

Пока я любовался красотами, погода стала на глазах налаживаться, а мой экипаж отчалил. Оказалось, что вторая группа будет стартовать чуть ниже по течению. Туда мы и перебросились. Пока собирали им катамараны, Геннадич попросил меня пойти с ними инструктором, т.к. нашу группу он бросить не может, а там тоже нужен сопровождающий. Разумеется, я согласился. Группа состояла из трех девчонок и трёх парней. Ребята нормальные. Приехали из города отдохнуть. Всё бы ничего, но выпивали среди них ровно двое. И им непременно нужно было идти в разных экипажах. Вследствие чего мы постоянно сближались, чтобы они могли опрокинуть очередную рюмку. Это здорово замедляло наше движение. К тому же я не очень удачно сделал себе место для сидения, поэтому ноги и спина очень сильно напрягались, когда приходилось грести. Солнышко припекало, а природа вокруг радовала глаз. Остановку на обед сделали на замечательном плёсе у Стрельного камня. Геннадич сказал, что Стрельным он называется, потому что: "Наши ихних в гражданскую выводили на вершину и расстреливали! А кто наши, кто ихние, решайте сами!" Эта скала заметно отличается от всех других мест вдоль реки. Во-первых, он значительно выше всех остальных береговых скал - больше 100 метров. Во-вторых, на его вершине растут сосны, что для этих мест большая редкость. Место очень красивое. Сюда многие приезжают просто отдохнуть у реки.

После обеда мы здорово отстали от основной группы. Девушки начали уставать. Осложнялось тем, что досконально всех изгибов реки я не знал. Поэтому не мог ответить на вопросы о том, сколько времени до ночлега? Тем не менее, мы благополучно добрались до вытянутой вдоль русла огромной поляны, на переднем краю которой обосновались наши, а руководимая мной группа, должна была стать на противоположном краю, дабы наши буяны им не мешали отдыхать. Когда мы пристали к берегу и я собрал свои вещи, Геннадич поинтересовался: "Устал?" Ничего, кроме ответа: "Честно сказать - за-дол-бал-ся изрядно!" - я не мог. Спина болела, руки отваливались. Геннадич сказал: "Фигня! Сейчас в речке освежимся!" И... освежились. Не сказать, что вода ледяная, но бодрит крепко. Тем не менее мне нужно было некоторое время провести в горизонтальном положении, что я и сделал.

После отдыха совершили восхождение на гору Лотари - самую высокую обзорную точку на реке Койва.

Энтузиазм наиболее бухающей части коллектива стал заметно угасать. Кто-то засыпал прямо на солнцепёке, кто-то тихо ворчал какой-то блатняк под гитару... Были и такие, кто рвался идти к соседям девушек отбивать. Мы сказали: "Иди - иди! Там тебя успокоят!"))) Благо там ребята на вид были крепенькие. Впрочем, никто, конечно, никуда не ходил. Кроме нас - Геннадича, меня и Серёги. С чисто деловым визитом, проверить всё ли в порядке. Заодно по шашлычку получили!)

Ночь была спокойной и умиротворённой. Мне даже что-то снилось, сейчас уже не вспомню, что конкретно.

Кайфуем...

Утром Геннадич сказал, что та группа справится без провожатого, поэтому я занял место в своем экипаже на носу судна. И вот тут я почувствовал, как кайфово вот так, спокойно покачиваясь на перекатах, идти от одной приметной скалы до другой, наслаждаясь великолепными видами за бортом. Наш экипаж был настолько управляем, что мы могли запросто развернуться на перекате, остановиться и даже пойти против течения, если того захотим. Один перекат сменяется другим. Несколько приметных скал, впрочем, не очень больших, и мы финишируем у турбазы "Усть-Койва".

Здесь нас ждала замечательная русская банька с пихтовыми веничками, много-много шашлыка, волейбол, купание в реке и другие радости.

После обеда группа погрузилась в прибывший ПАЗик и отчалила в Сараны.

Какие выводы из этого путешествия можно для себя сделать? Во-первых, мне понравилось. Пожалуй, если бы мы не были морально готовы к тому факту, что простые работяги выходят на природу с одной главной целью - нажраться до чёртиков, мы бы наверное не получили удовольствия. А т.к. были к этому, в общем, готовы, то особого дискомфорта не получили, хотя сами, при этом, не пили. Во-вторых, я бы очень хотел тем же маршрутом пройти со своей семьей, или в кругу близких друзей. Расслабиться и получить удовольствие в полной мере. Жаль, что Пермский край от нас достаточно далеко. Выехать на выходные, так, как это делают пермяки, не получится, а отпуск... Всё-таки я турист - горный! :)

Использованы фотографии Александра Козырева и Андрея Ивойловского.

© Полное или частичное копирование материалов этой страницы разрешается при обязательном указании авторства путем прямой гиперссылки на данную страницу. АлеКо