Туда, где небо под ногами:

Дневник похода по Северной Осетии с попыткой восхождения на Казбек

Предисловие.

Уже трудно вспомнить, когда нас впервые посетила идея совершить путешествие в Северную Осетию к горе Казбек по Геналдонскому (Кармадонскому) ущелью, ставшему печально известным, после схода ледника Колка 20 сентября 2002 года, унесшего жизни более сотни человек, в том числе съемочной группы Сергея Бодрова. Точно могу сказать одно - эта идея созрела никак не раньше нашего Эльбрусского похода летом 2009 года. Окончательно, решение пойти в поход по Геналдонскому ущелью, укрепилось в 2011 году, когда в ответ на приглашение организаторов на очередные Игры Фишта, мы ответили: "Спасибо, но в 2012 году нас ждет Казбек!" Но летом 2012-го многое сложилось не в пользу Казбека. Всего уже не упомнить, но тогда мы ограничились сильным походом по Крыму. Наконец, зимой пришло осознание простой вещи, что, если мы отложим поход на Казбек еще на один год, то можем вообще забыть о нём навсегда! Цель поставлена. Она ясна. Началась подготовка.

Маршрут подъема, взятый на одном из сайтов - красным
Наш путь - жёлтым (сейчас ходят по этой тропе)

Благодаря тому, что уже пару лет я периодически шерстил Интернет, вчитывался в описания маршрутов, изучал отчеты о походах, в этом году словно снизошло озарение, что на самом деле все значительно проще, чем казалось с самого начала. Набросал "эскиз" маршрута. Потом он расцвел красками, оброс подробностями, добавил в зрелищности. Дальше пошло рытьё в глубину. Подбор снаряжения, план физической подготовки, составление документов... Специально с собой никого не агитировали. Если кто-то из знакомых интересовался планами на лето, с удовольствием рассказывали. Некоторые даже серьезно задумывались о том, чтобы присоединиться. Но в результате нас так и осталось двое - я и моя верная спутница жизни Наташа.

Примерно за два месяца до предполагаемого выезда в горы начали бегать кроссы. Первый свой забег не могу вспоминать без содрогания. Ноги "забились" уже на первом километре дистанции, причем на самом пологом её участке. А вся намеченная дистанция составляла кольцо в без малого в 6 километров с очень крутым и длинным подъемом в начале второй половины. В общем, в первый раз, после небольшой передышки, я преодолел едва-едва треть подъема. Зато стали ясны перспективы. Через месяц регулярных пробежек я не только взбегал на подъем без отдыха, но даже мог пробежать без остановки всю дистанцию целиком. Прогресс был очевиден. Это внушало осторожный оптимизм. Наташа тоже бегала. Иногда мы бегали вместе, иногда отдельно. Забавно было наблюдать за тем, как меняется окружающий ландшафт. Сначала мы бегали через зеленый с красноватыми цветами луг. Потом луг покрылся ковром желтых цветов, наподобие одуванчиков. К концу подготовки всё вокруг было белым от шапок этих самых "одуванчиков". Последняя неделя перед выездом - разгрузочная. Никаких тренировок. Организм должен набраться сил!

21 июля.

День выезда. Мы едем во Владикавказ поездом, следующим из Москвы. Садимся в поезд в Россоши. Наш друг Сергей, известный в определенных кругах под ник-неймом "Машинист", любезно согласился подбросить нас из Белгорода в Россошь. В 7 утра мы на его Toyote выехали из города Первого Салюта, а в 11 с небольшим погрузились в плацкартный вагон поезда №34 Москва - Владикавказ. Есть у меня с некоторых пор некоторое предубеждение к плацкартным вагонам нашего РЖД. Здесь же мы были приятно удивлены. Вагон новый. Оборудован биотуалетами. Работает кондиционер. Честно сказать, я даже получил некоторое удовольствие от поездки. Надеюсь, что назад вагон будет не хуже!

Долго ли, коротко ли, сегодня 22 июля в 9:20 утра мы прибыли во Владикавказ.

Забавно сейчас вспоминать уходящий день, сидя на террасе второго этажа одного из домиков турбазы "Кахтисар". Турбаза давным-давно заброшена. Дорожки заросли бурьяном и ромашками. Но домики находятся во вполне приличном состоянии. Вот одну комнату в таком домике мы и заняли. Однако, обо всём по-порядку!

Команда доставки в Россошь

Прибыли в с.Кобань

Гизельдонская ГЭС

Турбаза "Кахтисар"

Не успели мы поместить наши рюкзаки в камеру хранения на вокзале, как к нам приклеился таксист, назвавшийся Виталием. Впрочем, он наверняка такой же Виталий, как я Исмаил! Нам следовало получить пропуск в погранзону у пограничников, потом зарегистрировать группу в поисково-спасательном отряде МЧС и вернуться в центр города к автобусу на Кобань. Владикавказ нас встретил неприятным дождиком. А, учитывая, что все перечисленные места, находятся в разных частях города, без такси было бы успеть проблематично. В общем, цену на доставку нас к погранцам удалось сбить с 250 до 100 рублей. Пропуск получили минут за 5-10. "Виталий" нас ждал. Хорошо. Соглашается за 200 рублей отвезти нас к спасателям. Там мы с таксистом любезно расстались. Но оказалось, что спасатели теперь регистрируют альпинистов вообще за городом! Об этом красноречиво гласила вывеска на окне. Тем не менее нажали на кнопку вызова. Вышедшая девушка объяснила нам, как добраться и сама вызвала нам такси. Ещё за 150 рублей добрались до МЧСников и встали на учёт. Мило распрощались со спасателями...

Тут наверное требуется небольшое лирическое отступление. Кавказ - вообще очень шокирующий в некоторых вещах регион для обывателя Средней Полосы. Например, далеко не с первого раза понимаешь, почему все спасатели, увидев тебя, радуются, как родному, от души улыбаются и протягивают руку. Просто здесь так принято. Просто здесь другие отношения между людьми. Более простые и открытые в каком-то смысле. Вот и мы со всеми спасателями пообщались, как старые знакомые.

Простившись со спасами, мы пешком пошли на трассу, проходящую в километре от их базы. Едва дошли, как нас подобрал попутный автобус. Вот тут я, протягивая на всякий случай деньги за проезд, уже практически не сомневался, что водитель и слушать ничего не станет об оплате. Гостеприимство!

На маршрутке (по 12 руб.) добрались до Зелёного рынка, где узнали, что автобус на Кобань отправляется в 13:15. Следовательно, у нас осталось чуть больше часа, чтобы забрать рюкзаки и перекусить осетинским пирогом, который надо было купить на этом же рынке.

В 13:15 мы выехали в горы. Меньше часа пути (проезд по 30 руб), и перед нами горное селение Кобань (Кобан). Идем дальше в глубь ущелья. Через 15 минут проходим мимо одной из старейших в России гидроэлектростанций, первой ГЭС на Северном Кавказе - Гизельдонской ГЭС, построенной в 1932 году. Вполне себе, кстати, действующей. Двигаемся по широкой дороге вдоль реки Гизельдон, переходя с одного берега на другой. По описанию мы должны были упереться в крутой склон, на котором проложен бремсберг к турбазе "Кахтисар" и подниматься вдоль него по серпантину с 33 поворотами. Но подъемник мы не обнаружили. Весь склон оказался развороченным. На его середине работала тяжелая техника. Строится дорога. Спросили у проезжающих навстречу на УАЗе, сможем ли подняться. Ответили, что без вопросов. Но с места мы сдвинуться не успели. Пока отдыхали, этот УАЗик вернулся и остановился перед нами: "Ну вы едете, или как?!" Нас ввезли на самый верх по строящейся очень крутой дороге. Причем, водителю нужно было ехать только до середины подъема, но ради нас он доехал на самый верх, ибо - Гостеприимство!!

Пишу этот дневник Дождь Туман рассеивается Домики турбазы "Кахтисар"

И вот мы на турбазе. Погода не радует. Нас окутывает густой туман. Постоянно что-то моросит. Довольно прохладно. Но мы верим, что погода вскоре наладится.

Есть уже и первые жертвы горам. Уже по традиции в самом начале у меня сломалась застёжка-самосброс на поясе рюкзака. Заменил. Наташа выполнила норматив мастера по падению на колено, и теперь ходит с наклеенным пластырем и штопает новые ходовые брюки. А вообще всё, как мне кажется, в целом, неплохо. Ужин в желудке. Палатка в комнате... Всё только начинается!

Какое сегодня число?! А! 23 июля!

Как же быстро в отрыве от цивилизации перестаешь замечать такую человеческую условность, как календарь?!

Утро 23 июля мы встретили в уютной комнате турбазы "Кахтисар". С самого утра зарядил дождик, временами превращающийся в знатный ливень. Куда-то выходить из убежища в такую погоду совершенно не хотелось. Проснувшись в 6 утра под будильник, я тут же вернулся в спальник, чтобы проспать до девяти.  Дождик всё еще продолжался, но надо было готовить завтрак. Вдруг прямо на глазах туман начал рассеиваться. Через 5 минут стал виден противоположный склон ущелья. Еще через 5 мы уже могли различить силуэты гор. Через 20 минут появилось голубое небо и выглянуло солнышко.

В 11 часов 10 минут мы покинули турбазу и отправились по гравийной дороге к селу Даргавс. Через пару часов вновь наступило время восхищаться кавказским гостеприимством. У Города Мёртвых (о нём позже) гуляла группа местной молодежи. Нас на полном серьезе пригласили к себе на обед. Зная немного Кавказ, предполагаю, что там бы нам пришлось и заночевать! Кавказское застолье не бывает коротким! Поэтому мы вежливо отказались, сославшись на дефицит времени.

Вдоль Гизельдонского вдхр. "Пещера Кровника" По дороге Впереди "Город Мёртвых"

Перед нами находился археологический памятник, занесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО - "Город Мёртвых". Он представляет собой некрополь, состоящий из около сотни своеобразных сооружений - родовых мавзолеев. Большинство с оригинальной крышей в виде пирамиды. Подобные сооружения здесь встречаются повсеместно. Но этот некрополь самый большой на Кавказе. Мы прогулялись по Городу Мёртвых, заплатив за вход по 50 рублей. Сделали много неплохих фото. Я взобрался на самый верх родовой башни Аликовых, находящейся на территории мемориального комплекса.

Даргавс. Город Мёртвых В Городе Мёртвых Город Мёртвых В одном из склепов

И мы двинулись в сторону Зелёного перевала, за которым находится поселок Кармадон и Геналдонское ущелье. Не успели мы пройти и 200 метров, как нас обогнал "Патриот" с пограничниками. Они остановились, чтобы спросить, есть ли у нас пропуск в погранзону и любезно согласились подбросить нас до Кармадона. Там мы зашли на заставу, чтобы нас зарегистрировали. И двинулись на подъем к с.Тменикау.

День получился рваным. К тому же организм еще не втянулся в походный ритм. Поэтому подъем дался нелегко. Примерно два часа у нас ушло на то, чтобы добраться до самого высокогорного селения Осетии. Еще минут сорок ушло на то, чтобы дойти до поста пограничников, где у нас тоже проверили пропуск. Буквально в ста метрах за постом мы обнаружили уютную полянку с ручейком неподалеку, где в 17:00 и поставили палатку.

Вид из нашей палатки... потрясающий! Эмм-м... Представьте себе, что вы сидите за рулем автомобиля, и вам на лобовое стекло ровным слоем вылили ведро белой краски! Представили? Вот такой сейчас вид из нашей палатки. Еще, когда мы проходили Тменикау, буквально за одну минуту скрылось сияющее солнце и всё вокруг окутала густая пелена тумана. Сейчас уже 19:30. Мы сидим в палатке и наслаждаемся ароматным чаем с горными травами. Чабрец, зверобой, душица растут практически под палаткой, а мята есть в двух шагах у ручья. Красота! Почему-то дома никогда в жизни не получается именно такой чай. И это то, о чем я иногда скучаю, находясь вдали от альпийских лугов.

Геналдонское ущелье Дорога в Тменикау Село Тменикау Лагерь в Геналдонском ущелье

Начал моросить дождик. Скоро ужин. Отдыхаем. Завтра снова в путь. Нужно дойти до Верхних термальных источников на высоте 2300 метров.

Утро туманное,
Утро седое...

Утро 24 июля было не менее пасмурным и туманным, чем предшествующий вечер. Хорошо, хоть обошлось без дождя. Тем не менее каждая травинка несла на себе столько росы, что мокрая обувь нам была обеспечена. Поэтому мы решили повременить с одеванием ботинок, и пошли в кроссовках. Разбудил нас, кстати, весьма дружелюбный пёс в 5 утра! За что получил временную кликуху Будильник. Но мы разрешили себе проваляться в палатке до 8 часов, после чего начали готовить завтрак и собираться.

Пёсик в тумане Завтрак туриста Роса Паутина

Добрую половину пути пришлось идти по пояс в траве, насквозь пропитанной влагой. Всю росу, естественно, приходилось принимать на себя. Зато не жарко! Вышли в 10:00. Примерно через 2 часа тропа спустила нас на среднемелкую осыпь. Далее продвигались, ориентируясь в тумане по турикам. Здорово помогал пёс, в сложных местах показывая дорогу. Свои карамельки он отработал на славу. Путь наш сегодня всё время в гору. Правда, это как бы надолго! Особенно крутой участок уже ближе к концу. И вот мы обходим бараньи лбы - скалы свидетели катастрофического схода ледника Колка, и поднимаемся на площадку у верхних термальных источников.

Немного перекусив, отправляемся принимать водные процедуры. У выходов термальных вод руками многочисленных туристов, альпинистов и местных жителей из камней выложены ванны, в которые попадает вода из горячих минеральных источников. В некоторых ваннах вода слегка теплая, в других достаточно горячая. Есть и такие, в которые невозможно даже войти. Вода обжигает. Мы понежились в горячих ваннах около получаса. Ощущения непередаваемые! Минеральная вода чуть щиплет кожу, согревает и расслабляет. Через полчаса процедур чувство такое, как будто ты весь день парился в сауне! Это вообще трудно поддается описанию! Это надо почувствовать!

Бараньи лбы со следами схода ледника На фоне ледника Майли Горячие ванны Там очень горячо

На ночевках у ванн стоит большая группа из Краснодара. Они приехали исключительно на источники, немного полазили сегодня по леднику Майли, который неподалёку. Нам завтра туда.

Еще здесь ждёт свою группу, ушедшую на Казбек, Ольга из Донецка. Скучает. Завтра Краснодарцы уходят вниз, мы вверх. Уговаривает нас остаться. Мы не поддаемся.

Еще у нас по "телевизору" иногда показывают ледник Майли с ледопадом, контрфорс ОЖД, по которому нам подниматься на Казбек и голубое небо. Но "телевизор" часто ломается, поэтому в основном он показывает густой белый туман.

Вот и всё. На самом деле всё только начинается.

26 июля.

Более необычного дня рождения у меня, пожалуй, не было!

Однако, по-порядку! Вчера (25 августа) писать не мог. К вечеру выбились из сил настолько, что было лень даже шевелить пальцами на ногах! Около восьми утра мы покинули лагерь у термальных ванн, переправились по висячему мостику через реку Колка и ушли в туман. Где-то через час по противной морене добрались до обрыва ледника Майли. Нашли более-менее подходящее место для подъема. Место это, правда, с завидным постоянством "простреливается" камнями разного калибра. Пока я наверху организовывал страховку, один булыжник, размером с баскетбольный мяч попал точнёхонько в мой рюкзак. Я аж зажмурился! Оказалось, что пострадали высотные очки и компас, немного повредился налобный фонарик. Всё, слава Богу, не смертельно. Вытащил наверх рюкзаки, потом подстраховал Наташу. Дальше в тумане идём по противной рыхлой морене. Вышли к языку открытого ледника. Дальше в кошках, переходя небольшие трещины. Иногда туман рассеивается, и тогда мы видим какие-то ориентиры, но это редкость. Большей частью видимость не превышает 30 метров. Вышли в тумане к какой-то осыпной поперечной гряде. По ощущениям скоро уходить влево на скалы. Но не видно ни зги! Сели. Ждём прояснения. Пошел дождь. Потом с градом. Холодно. Но делать нечего. Надо ждать прояснения, чтобы понять, куда идти дальше. Просидели около часа, пока не увидели, наконец, контрфорс ОЖД. Сравнил вид с фото в описании маршрута. Оказывается, остановились строго напротив места выхода на скалы! Пересекаем боковую морену. Подъем по снежнику в связке. Кошки в рюкзаки! Дальше скалы. Спускаться придется со страховкой. Достаточно небезопасно, хоть и не долго. Ползём вверх. Очень круто. Под ногами сплошная осыпь. В пути уже шесть часов. Силы постепенно начинают покидать. Примерно к пяти вечера в тумане и под дождиком выходим на достаточно ровную площадку. Пока Наташа пошла выше смотреть тропу, прошелся по округе. Есть прекрасные места под три палатки. Вода недалеко. Сейчас прикидываю. Вероятно мы наткнулись на ночевки на 3100, хотя с картинкой в нашем описании маленько не совпадает. Просто сейчас мы совершенно точно на ночевках на 3500, а больше удобных площадок мы на пути не встречали. (Примечание, дописанное после похода: Это и в самом деле были ночевки на 3100, но тогда мы думали, что мы до них еще не дошли)

Мостик через реку Колка Наверху ледовой стенки Место выхода на контрфорс пика ОЖД Путь вверх по контрфорсу ОЖД

В общем, заночевали там. Силы остались лишь на поглощение сухпайка и подогрев чая с чабрецом. И лёжка! Постоянная лёжка! Ближе к закату на короткое время прояснилось. Открылся ледник внизу и всё Геналдонское ущелье. Зажглись огни Кармадона и Тменикау. Далеко на равнине мерцали огни Владикавказа. Красота! Даже сделал пару кадров.

Ледник Майли и Геналдонское ущелье Лагерь на 3100 Лагерь на 3100 вечером Вдали - огни Владикавказа

Сегодня утром я лично не чувствовал себя достаточно отдохнувшим. Решили поспать-поваляться лишних пару часов. Поднялись в восемь. Как раз из-за хребта выглянуло солнышко. Сразу стало веселее. Даже палатка успела просохнуть, пока мы неспешно собирались. В 10:30 появилась, спускающаяся с 3500, группа из Донецка. Наградили нас сыром "Маасдам", порадовали, что до 3500 идти часа четыре и пошли вниз.

А мы в 10:50 пошли вверх. ЭТО КАПЕЦ, ТОВАРИЩИ!!! Мелкая дресва на подъеме плывет из-под ног. Делаешь, напрягая все силы, два шага вверх, и тут же на один съезжаешь вниз! Дыхание напрочь сбивается уже на пятом шагу, после отдыха! Отдых нужен каждые 10-15 минут! Идем так час. Идем два. В голове вертится: "Где, блин, эти ночевки на 3100?! И как нам идти до 3500, если мы до 3100 никак не можем дойти?!" Выходим на очередной небольшой перегиб. Справа большой камень с крепежом на вершине и под ним крест. Не верю своим глазам. Беру фотографии из описания. Сравниваю. Точно! Ночёвки на 3500!!! 13:10 - становимся лагерем. Еще есть время идти дальше, но организм требует полноценный отдых. К тому же у меня день рождения! А вот и подарки. Кто-то оставил или забыл на камнях верхнюю "шкурку" термобелья весьма хорошего качества. Мне в самый раз! Спасибо тебе, добрый человек! Пусть тебе потеря вернется сторицей! Наташа нашла утепленные брюки по размеру. Но их точно просто оставили. Тяжелые они. Вот и всё. Праздничный обед с вином и сыром. Горячий чай. И релакс. Завтра будем двигать на 4200. Пахать и пахать!

Подъем на 3500 Майлинский ледопад Отмечаем мой День рождения Изучаю описание маршрута в "обновке"

Здесь вам не равнина - здесь климат иной.
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад.

Вот так мы и живем здесь, на склоне Казбека, как поётся в известной песне Владимира Высоцкого из к/ф "Вертикаль". При этом, живём на вулкане в прямом смысле этого слова. Ведь Казбек, как и его старший брат Эльбрус, является дремлющим вулканом. Камнепады и ледовые обвалы действительно гремят почти каждую минуту то справа, то слева.

А мы сегодня устроили себе днёвку на 3500 и никуда не пошли. По-честному сказать, просто проспали. Оказывается, что сегодня суббота, а у меня будильник был включен на все дни, кроме этого. В результате проснулись почти в восемь. Отодрали лёд от палатки, начали было сборы, но... Посмотрели наверх, а там... Среди ярко синего неба ураганный ветер срывает снежные флаги в том районе, куда нам идти.

Видны снежные "флаги" на 4200 Вершина Майли-Хох Ложе Майлинского ледопада на рассвете Джимара и Шау. Виден ледник Колка

Прогулялись до кулуара на 3600 от нечего делать. Только вернулись, как страшный ветер поднялся и в нашем лагере. Примерно три часа ветер настойчиво пытался согнуть внутрь дуги нашей палатки. Пришлось даже укрепить.

Вообще, в основном занимались тем, что ничего не делали. Наташа вяжет крючком. Я или гуляю, или валяюсь в палатке. После обеда опять накрыло таким густым туманом, что кажется будто его запросто можно резать ножом на дольки!

В пять вечера постояльцев на 3500 прибавилось. Прибыли трое ставропольцев. Завтра попробуем от них не отстать. По виду достаточно крутые ребята. С другой стороны, дальше 4200 завтра всё-равно деваться некуда.

Пик Геодезист Вершина Шау-Хох Облака над Геналдонским ущельем Склоны горы Чач

29 июля.

С самой ночи крупными хлопьями валит снег и не дает нам даже высунуть нос из палатки.

Вчера, вслед за ставропольцами ломанулись было вверх. Погода не радовала. Примерно на 3600 приняли решение прекратить восхождение в таких условиях и начать спуск. К часу дня под непрекращающимся дождем в тумане спустились к ночевкам на 3100. Приняли решение остановиться на них. Ниже по склону опасные участки, требующие страховки и внимательности. Их нужно проходить менее уставшими и, главное, не при такой погоде. Едва поставили палатку, как разразилась страшная гроза. Только вечером, часов около семи, дождь прекратился и на какое-то время даже показалось солнышко. Потом снова всё заволокло.

В раздумьях идти ли выше 3500? Утро 28 июля на 3500 Утро 29 июля на 3100 Снег на 3100

В сегодняшних условиях тоже пока лучше не спешить. Очень сыро и холодно. Подождем погоды до завтра

31 июля

Дождались, блин! За ночь с 29 на 30 июля на высоте 3100, где мы находились, навалило до 20 см снега! Палатку основательно накрыло сугробом. Камни стали скользкими и еще более неустойчивыми, чем были. Тропа в снегу вообще не просматривалась. Куда идти?! Тем не менее мы стали медленно упаковывать вещи. Часам к 10 утра начало чуть-чуть подтаивать. Ниже нас даже стали заметны очертания тропы. Около 11 утра вышли вниз. Почти сразу наткнулись на поднимающуюся тройку питерцев, которые провели две ночи на леднике под нами. Разминулись с ними на узкой тропе и пошли к скальному участку. Через висящую тут дюльферную петлю бросили веревку. Спустились по очереди. Сдёрнули. Сразу выходим к снежному кулуару, на котором еще один дюльфер. И тут... Слева от нас, в тот кулуар, по которому мы поднимались 25-го, с грохотом обрушивается часть скалы!!! Через минуту еще один обвал! Потом еще!! Кирпичи летят размером с добрый шкаф! Вешаем верёвку. Опускаю на "восьмёрке" Наташу. Встёгиваюсь сам в сдвоенную веревку. Спрыгиваю. Быстро сдёргиваем веревку , и вниз на безопасное место. Переходим боковую морену. Дальше уже не спеша спускаемся по открытому леднику, переходя продольные трещины, в которых красиво извиваются целые реки чистейшей ледниковой воды. Красотища! Но фотоаппарат спрятан глубоко в рюкзак ради безопасности.

Утро 30 июля на 3100 Питерцы на леднике Непогода в горах... Вид из палатки утром 30 июля

По длинному белому языку ледника выходим на его край. Дальше наклонная ледовая стенка крутизной градусов 40, и потом простая тропа к термальным ваннам. Заклиниваю ледоруб в щель между большими камнями. Спускаю через "восьмёрку" Наташу. Пятидесяти метров веревки не хватило до конца стенки метра четыре. Дальше свободным лазанием. Следом иду сам. Уже без страховки. Только кошки и ледоруб. В принципе, оказалось всё не сложно. Даже не пришлось вставать на передние зубья кошек. Бухтуем веревку и вниз.

Какое счастье - ощущать под ногами твёрдую землю, вдыхать запах трав и знать, что реальная угроза для жизни осталась позади!!! Какое блаженство - через 3 часа, после бегства из снежного плена, сидеть в горячей минеральной ванне!!!

Лагерь на ваннах. Высота 2300 Горячие ванны, после снега Майли Верховья Геналдонского ущелья

На ваннах много народу. Пришла большая украинская группа. Весело. Угощают колбасой. Мы делимся шоколадом, который так и не дошел до вершины. Немного грустно, что вершина не далась. Но, как сказал великий альпинист Райнхольд Месснер: "Лучше семь раз вернуться, чем один раз там остаться!" Мы вернулись. Реально у нас было мало шансов взойти на Казбек в такую погоду. По прогнозу нормальная погода устанавливается только с сегодняшнего дня - 31 июля. Украинская группа утром ушла наверх. Удачи им! И хорошей погоды! А мы сегодня денек погреем суставы в горячих источниках, подсушим основательно промокшие вещи, пахнущие снегом. А завтра пойдем вниз, навстречу цивилизации.

04.08.20013. Поезд Владикавказ - Москва. Где-то под Ростовом.

К обеду, описанного выше дня, на краю ледника появилась спускающаяся тройка ставропольцев, с которыми мы пересекались на 3500. На удивление долго они возились с дюльфером на той ледовой стенке, которую мы прошли по сути без страховки. Потом много разговаривали с ними, греясь вечером в ваннах. Действительно, оказалось, ребята с довольно серьезной альпинистской подготовкой. После того, как мы расстались, они простояли два дня на 4200 в ожидании погоды, да так и не дождались. Не пускает к себе Казбек в эти дни никого! Значит, наше решение повернуть вниз было правильным. Погода наладилась только 31-го. Самые реальные шансы взойти у той тройки питерцев, которую мы встретили на спуске. 31-го наверх еще ушло две группы. Одни, как мы утром 1-го видели, ночевали на 3100. Вероятно, в этот же день вполне могли дойти до штурмового лагеря на 4200, и тогда 2-го уже могли идти на вершину. Большая группа украинцев не спешит. У них по плану 4200 только 2-3 августа. Будет ли к моменту готовности группы на восхождение погода - вопрос?!

Фотосессия с флагом волейбольного клуба Белогорья и прощание с ледником Майли.

Что касается нас, то, переночевав еще одну ночь у верхних термальных ванн, мы двинулись вниз к селению Кармадон. Встреченные на непривычно благоухающих травами, после скал и снегов, альпийских лугах, пограничники подтвердили информацию о том, что из Кармадона утром в 8 часов есть маршрутка во Владикавказ. Это нам подтвердила и продавщица единственного в округе магазина, расположенного рядом с пятиэтажным жилым домом. Маршрутка отправляется именно от этого дома, поэтому мы заночевали прямо рядом с ним на лужайке. Когда уже стали дремать, пришли местные женщины, чтобы пригласить нас ночевать в квартире. Но собирать манатки было лень, поэтому мы вежливо отказались, убедив их, что после снега и люда мы здесь точно ночью не замёрзнем.

Всё дальше от Казбека Всё больше ромашек Гадючка Ночлег в Кармадоне

Утром 2 августа мы погрузились в ГАЗель и через 2 часа за 200 рублей (за двоих плюс рюкзаки) доехали до Владикавказа. Сняли какую-никакую квартиру за 1300 рублей по адресу: улица Августовских Событий, дом 11, кв. 5. Потом гуляли по городу, ели шашлык, запивая местным пивом "Дарьял", много фотографировали город. Вчера 3 августа, закупив осетинских пирогов, сели в этот поезд и покинули гостеприимную Северную Осетию. Скоро Россошь, друг Серёга на машине, Белгород...

Река Терек во Владикавказе Такие украшения в городе Скульптурная композиция в парке Дом на проспекте Мира

Заключение

Вероятно кто-то скажет, что наше путешествие не удалось. Ведь, на самом деле, его наиболее значимая и яркая цель не была достигнута. Нам не удалось побывать на вершине Казбека. Более того, могу сказать, что нам по большому счету даже не удалось его увидеть! Хоть мы и были на его склоне, хоть и прошли большую часть дистанции до вершины, сам Казбек нам лишь чуть-чуть показался один раз, когда мы проезжали из Кармадона во Владикавказ через перевал Зелёный. Лишь на одну минутку, и лишь краешком глаза мы могли видеть его двуглавую вершину.

Но является ли галочка в графе "Покорённые вершины" главным итогом похода?! Едва ли. Главный итог любого путешествия, главная его цель - это в первую очередь впечатления, которые остаются, после него. А впечатления, несмотря на некоторую недосказанность, сплошь только позитивные. Мы впервые попали в новый для нас регион. Попали сами. Никто не водил нас за руку. Мы самостоятельно знакомились с Осетией, сами ее изучали, старались понять. И могу с уверенностью сказать, что мы просто очарованы этим краем. Мы в восторге от природы Осетии, от её величественных гор, глубоких ущелий, альпийских лугов, термальных источников... Мы очарованы необычной колоритной архитектурой горных селений и города Владикавказа. Наконец, мы в восторге от открытого, благожелательного и гостеприимного населения Осетии. Одним словом, сегодня эмоции сплошь положительные.

Единственное фото вершин Казбека Сторожевая башня у с.Тменикау Собачка и ослик Статуя генерала Плиева

Что можно сказать, подводя итоги? Во-первых, мы достаточно неплохо для первого посещения освоили новый для себя регион. Во-вторых, нам в целом понравилось. Могли ли мы в этих погодных условиях взойти на Казбек? Убежден, что нет. Даже теперь, зная не понаслышке особенности маршрута восхождения, могу сказать, что в таких погодных условиях восхождение не только проблематично, но и просто опасно для жизни! Это и постоянные камнепады, причем, даже в тех местах, где их уже давно не должно быть! Это и туман, не просто давящий на психику, но и реально затрудняющий возможности для ориентирования. Это и очень опасные грозы! Могли ли мы взойти на Казбек вот так вот с первой попытки в нормальных погодных условиях? Думаю, да, даже учитывая несколько недостаточную, на мой взгляд, нашу техническую готовность к такому маршруту. В следующий раз мы будем готовы лучше. Но и даже при самой лучшей готовности, всё зависит от того, как поведет себя Гора! Мне кажется, что мы немного поняли характер этой Горы. Он весьма непростой. Сейчас я могу сказать, что, при всём уважении к Эльбрусу, восхождение на Казбек - это ни разу не восхождение на Эльбрус по классическому маршруту! Здесь всё гораздо сложнее физически и технически. Здесь всё более дико. Здесь всё гораздо опаснее... От этого здесь всё и более интересно.

Мы вернёмся! Мы обязательно вернёмся!

Некоторые информационные выводы на будущее

1. По деньгам. По моим прикидкам, потратили на двоих порядка 18 тыс. рублей. Можно меньше. Мы много тратили за 2 дня пребывания во Владикавказе.

2. По транспорту. Опять же много денег ушло на доставку нас в Россошь и обратно. Можно подумать или о рейсовом автобусе, или о выезде из Воронежа к этому же поезду.

Расписание автобусов, следующих от Зелёного (Центрального) рынка Владикавказа на фото:

Остановка находится у сквера на улице Куйбышева.

Маршрутка на Владикавказ (ГАЗель) отправляется от пятиэтажного дома в Кармадоне ровно в 8:00. Обратный рейс от сквера у Зелёного рынка (со стороны улицы Тамаева) в 16:00. Стоимость проезда по состоянию на 1.08.2013 - 60 рублей. В пути 2 часа.

3. По снаряжению.

Чтобы не нести лишний вес, из обуви в принципе достаточно взять только ботинки и тапочки. Кроссовки не обязательны.

Кошки, ледорубы, веревка (50 метров), по 2-3 карабина, по спусковому устройству, обвязки (нижняя беседка) - обязательны! Каски тоже, хотя это больше психологическая защита, чем реальная. Желательно иметь жюмар и пару ледобуров на группу. Скальные крючья и "закладушки" не к чему. Там их не во что забивать. Все скалы потенциально "живые". Не лишним может оказаться навигатор. Туман может лечь внезапно и очень быстро, а на ледовых полях Казбекского плато выйти не туда - раз плюнуть!

4. По связи. На верхних ваннах связи нет никакой. На 3100 и 3500 связь есть, но неустойчивая. Сильно зависит от состояния атмосферы. Пляшет от полной антенны до полного отсутствия.

5. По питанию. Тут всё очень индивидуально. Нам не лезли стандартные супы и всякие походные каши. Зато "Горячая Кружка" шла на ура!

Вот и всё. Спасибо всем, кто осилил до этой строки!

Использованы фотографии Александра и Натальи Козыревых.

© Полное или частичное копирование материалов этой страницы разрешается при обязательном указании авторства путем прямой гиперссылки на данную страницу. АлеКо