Неукротимые улитки:

или семейный поход по Восточному Крыму с 22 июля по 5 августа 2012 года.

Вспоминая события годичной давности...

Вместо предисловия

Как-то текстовка к этому путешествию не задалась с самого начала. В отличие от фотоальбома, который я сделал буквально через неделю, после возвращения из Крыма. Порывался писать дневник в самый первый день похода, находясь на вершине Демерджи, потом возвращался к этому вопросу в Судаке, не раз возникало желание написать отчет прошлой зимой, но... Дальше двух страниц рукописного текста дело не двигалось. Вот, спустя, почти год, после событий, решил таки набраться сил. Не знаю, что получится, но буду стараться.

Поехали!

Итак, лето 2012 года в Крыму выдалось жарким. Забегая вперед, скажу, что это еще мягко сказано! Пекло в то время стояло такое, что можно было запросто в полдень яичницу жарить на раскаленных камнях!!! Правда, готовясь к походу в Белгороде, мы могли только лишь догадываться о том, что нас ожидает в Крымских горах. В этот раз решили идти чисто семейным коллективом. Учитывая, что Андрюша у нас уже достаточно опытный турист, за плечами которого два крепких похода по Кавказу, маршрут составляли по-взрослому. За основу был взят, хоженный-перехоженный, известный-преизвестный мне маршрут "По Восточному Крыму", который мною уже давно был подробно описан в собственном путеводителе по Крымским горам за номером 1. Чтобы дать понять читателю, насколько хорошо мне известен этот маршрут, достаточно сказать, что в 1998 году к середине маршрута по названному мной времени прихода на какую-то стоянку или родник, участники стали сверять часы и требовать экстрима, ибо стало не интересно ходить "как по бульвару". Маршрут этот я ходил много раз. И с шагомером, и записывая хронометрах на диктофон. Маленькое "но" - некоторые участки маршрута последний раз приходилось ходить (я потом прикинул) 15 лет назад. Просто по той причине, что выбирал иногда разные пути прохода между отдельными пунктами. В целом нынешний маршрут планировался классическим. Правда, имел он две изюминки. Во-первых, первую же ночевку мы планировали организовать на вершине горы Демерджи. Во-вторых, выход к морю планировалось сделать по совершенно новому для меня пути - по хребту Орта-Сырт через село Весёлое в Новый Свет. Собственно, план маршрута был следующим:

Дни пути Дата Маршрут дневного перехода, переезда Способ передвижения км
1 22 июля г. Белгород - г. Харьков эл. Поезд
2 23 июля г. Харьков - г. Симферополь Поездом
    г. Симферополь - ост. Лучистое Троллейбус
    ост. Лучистое - разв.Фуна - Долина Приведений - г.Демерджи Пешком 8
3 24 июля г. Демерджи - водопад Джур-Джур Пешком 14
4 25 июля водопад Джур-Джур - род. Алачук Пешком 16
5 26 июля род. Алачук - пер. Каллистон Пешком 10
6 27 июля пер. Каллистон - Ниж. Кокасан - Верх. Кокасан - род. Павло-Чокрак Пешком 12
7 28 июля род. Павло-Чокрак - г. Сахарная Головка - т/с Ворон Пешком 16
8 29 июля т/с Ворон - т/с Ай-Серез Пешком 10
9 30 июля т/с Ай-Серез - хр.Орта-Сырт - с.Весёлое - п.Новый свет - КСО Судак Пешком 20
10 31 июля Стоянка на базе КСО Судак. Море
11 1 августа
12 2 августа
13 3 августа
14 4 августа г. Судак - г. Симферополь автобус
  г. Симферополь - г. Харьков Поездом
15 5 августа г. Харьков - г. Белгород Поездом
Всего активным способом передвижения 106

Наконец, всё готово. Меню составлено. Продукты закуплены. Билеты приобретены. Маршрут в контрольно-спасательной службе зарегистрирован. В путь!

Мы едем в Крым!

К слову, доехать в Крым в разгар курортного сезона - задача не из простых. Даже несмотря на то, что мы ездим через Харьков, достать удобные и дешевые билеты невозможно уже в первый же день их предварительной продажи. В общем, мы профукали возможность уехать на самом удобном поезде Харьков - Симферополь, и пришлось взять билеты на менее удобный поезд, прибывающий в столицу Крыма в начале третьего ночи! Кроме очевидных неприятностей в виде предстоящей бессонной ночи, это сулило нам и ряд преимуществ. Во-первых, в этом случае мы успевали уехать из Симферополя в Лучистое первым же троллейбусом, чтобы потом по утреннему холодку и бесплатно, пока спят билетеры в "Долине Приведений" пройти на Демерджи. Во-вторых, билеты на этот поезд в принципе стоят много дешевле, чем на фирменный.

Короче говоря, посреди ночи мы оказываемся на привокзальной площади Симферополя. Несмотря на глубокую ночь, в городе весьма душно. Первый троллейбус на Ялту по расписанию значится в 4:35. Кассы закрыты, но напротив них уже собирается приличная очередь. Занимаем в ней место и по очереди идем приводить себя в порядок в McDonald’s. От купленного мне Наташей МакФлури как-то даже тошнит. Осилив не больше половины отдаю его радостному Андрею. Ночной Симферополь пропитан курортной атмосферой. Это трудно передать словами, но всегда попадая в район троллейбусной станции сердечко начинает чувствовать, что отдых рядом, радость здесь...

В 4:35 мы размещаемся в комфортабельном новеньком троллейбусе с кондиционером и двумя телевизорами и отправляемся в горы. По телику крутят мультики, но никто из многочисленных детей, находящихся в салоне, их не смотрит. Все приехали ночью. Все не выспались. Андрюха тоже вырубается. Растолкать его удается только на Ангарском перевале. Еще нет и шести утра, а мы уже выходим на остановке "Лучистое" у поворота в одноименное село. Нам туда. Сразу меня удивляет оживленность дороги. Раннее утро, а маршрутки шныряют одна за одной. Проходим 3 километра по шоссе и начинаем подъем по тропинке на уступ, где находятся развалины древнегреческого укрепления Фуна. Вход туда, как гласит табличка на входе платный. Но, пока все спят, Наташа с Андреем устраивают самостоятельный бесплатный обзор и фотосессию на объекте.

От Фуны открывается шикарная панорама юго-западного обрывистого склона Южной Демерджи с огромным каменным хаосом и знаменитой Долины Приведений. Видна и сама вершина горы с триангуляционной пирамидой на её вершине. У подножия каменного обвала находится родник "Фонтан Демерджи", где мы планируем основательно запастись водой, т.к. на вершине горы источников не будет. У нас с собой большая 8-литровая ёмкость, а также несколько пластиковых бутылок по 2 и 1,5 литра. Всё это хозяйство нам тащить вверх, на гору! Я прикинул вес моего рюкзака с водой, вышло более 40 килограммов!

Заправившись водой начинаем подъем на гору. Как и предполагалось, в кассе на входе на тропу пока никого нет. Это экономит нам по 30 гривен каждому. Да и не в деньгах дело. Просто иногда зло берет, когда люди собирают деньги за воздух, сами при этом не ударив палец о палец. Этакие Остапы Бендеры, собирающие на ремонт Провала!

Входим в Долину Приведений, названную так из-за многочисленных каменных истуканов - скал, появившихся здесь в результате выветривания. Это восхитительное место. Повсюду возвышаются изваяния, напоминающие армию сказочных богатырей. Солнце только что взошло и ещё не печёт. К тому же мы закрыты от прямых солнечных лучей скалами. Напротив нас противоположный склон Алуштинской долины замыкает Чатырдаг - одна из самых высоких гор Крыма. Впереди нас ждет небольшой привал у камня, напоминающего своей формой шлем богатыря.

Делаем привал. Огромный вес рюкзака, гружёного водой, дает о себе знать! Кроме того сам подъем по тропе, идущей через Долину Приведений не из лёгких в принципе. Есть более пологий путь сюда, но он не такой красивый и более длинный. Андрей сразу отрубается на коврике, а я, свесив ноги вниз с выдающейся скалы, любуюсь передвижениями людей в селе Лучистом, расположенном у подножия горы. Солнышко начинает пригревать, но еще не жарко. Времени у нас много. Спешить некуда. Осталось идти не более полутора часов. Правда, всё время в гору!

Хорошенько отдохнув, выдвигаемся к южной вершине горы Демерджи. Подъём не сложный, но, учитывая вес рюкзаков, двигаемся очень медленно. Практически ползём. Вот тут и родилось название нашей группы - "Неукротимые улитки"! Наконец, обойдя причудливые скалы, выбираемся к вершине. Время всего лишь близиться к полудню, а мы на сегодня наш путь уже завершили. Остаток дня посвящаем ничегонеделанию, любованию пейзажами, завариванию чая с горными травами и отдыху.

Демерджи... В какие бы горы я не ходил, на каких бы вершинах не бывал, Демерджи была и остается самой любимой моей горой. Нет неба чище, чем над этой горой. Нет трав мягче, чем на этой горе... К сожалению, цивилизация добралась и до Демерджи. Каждые 15-20 минут прямо к вершине подъезжает очередной УАЗик, привозящий отдыхающих с побережья. Джиппы давным-давно в пыль раскатали единственную тропинку, которая была здесь еще 10 лет назад. И трава теперь, увы, стала уже не такой мягкой и ароматной, какой была раньше. Всё течет, всё меняется... Самое обидное, что здесь, на вершине, нам, пришедшим своими ножками, по идее, ночевать запрещено, в то время, как джипперы фактически убивают гору! Мы палатку не разбиваем до самого вечера. От греха! Но, как только устанавливаем палатку, подъезжает очередной УАЗик с куротниками, и его водитель предъявляет нам "ксиву" инспектора лесной охраны и предлагает перейти на официальную турстоянку, находящуюся в часе ходьбы. Андрей в это время дрыхнет. Но предъявленный козырь в виде уставшего ребёнка, на парнягу мало действует. Он грозится прислать оперативную группу, если мы не уйдем. На всякий случай временно сворачиваем палатку. Но уходить жаба давит. Во-первых, зря, что ли воду сюда несли?! Во-вторых, просто зло берёт, видеть, как человек показывает рвение в охране природы, сам при этом её уничтожая своими колёсами. В общем, никуда не уходим. Когда стало темнеть, на горизонте появилось семейство крымчан из четырех человек. Вот с ними бок о бок мы и провели эту ночь. Джиппы, что странно, ездили и ночью. Но нам уже было всё равно, хотя душевное спокойствие и было нарушено джипп-лесником. (Пусть ему икается каждый раз, когда кто-то это читает!)

Второй день похода. Заблудиться, оказывается, можно и в трёх соснах!

Благодаря снующим джипперам, ночь выдалась неспокойной. К тому же под утро поднялся ветер. Зато удалось подняться до восхода солнца! Рассвет! Вот ради чего еще стоит ночевать на вершине Демерджи! Ни одна фотография, никакие слова не способны передать всего великолепия, с которым начинается новый день в горах!!!

Сегодня нам предстояло пройти не очень сложный переход до одного из самых красивых водопадов Крыма Джур-Джура. Во всех последних своих походах этот, не очень живописный участок маршрута, мы проходили с какой-либо выдумкой. Но выдумки подразумевают усложнения. На этот раз мы решили, учитывая наличие Андрея, обойтись без дополнительных трудностей, и пошли классической тропой. До нижней Джурлы дошли без приключений напрямую, не заходя на верхнюю поляну, где располагается официальная турстоянка. Просто немного срезали участок дороги по хорошо известной мне тропе. Место я не узнал. Оно и понятно! За последние 15 лет, что я здесь не был, местность, а особенно тропы и дороги, изменились до неузнаваемости. Бумажную версию своего путеводителя я забыл дома, а на память помнил всё далеко не досконально. Хотя вот именно здесь мне хронометрах бы здорово пригодился.

Итак, перед нами большая удобная поляна со множеством мест под палатки и грунтовая дорога, уходящая вправо в сосняк. Сердце, конечно, ёкнуло, но пошли именно по дороге. Буквально через 20 минут дорога привела на пологий безлесный бугор, с которого визуально удалось определить, что это вовсе не та дорога, которая нам нужна. Да и нужная тропа хорошо виднелась на противоположном берегу глубокой долины, слева от нас. Ошиблись. В принципе, это пока не так страшно, т.к. в нужном направлении ответвляется тропинка. Спускаемся по ней на дно долины к ручью Алака. Судя по тому, что плановую тропу я видел с той стороны на некоторой высоте от ручья, к ней необходимо маленько подняться. Как раз наверх идет тропа. Отдохнув у ручья, начинаем подъем. Через 25 минут подъема, когда по моим расчетам мы должны были уже выйти на плановую тропу и повернуть по ней направо, наша тропинка начала всё больше и больше отклоняться влево... Когда мы стали постепенно спускаться, я понял, что мы явно идем назад к Джурле. А вот и маркировка!! Т.е. мы давно на плановой тропе. А т.к. развилок на пути не было, следовательно, мы идем по ней от самого ручья, но совершенно в противоположную сторону!!! Возвращаемся. Я уже знаю, куда нужно идти. Просто бегу проверить, бросив рюкзак на полянке. Наташа порывается пройти на разведку вдоль русла ручья. Кричу ей, что это бесперспективно, т.к. там скалистое ущелье, и бегу дальше. Всё правильно. Мы давно ходим по нужной тропе, наматывая круги! Вот так вот к своему стыду я умудрился заблудиться и потерять 1,5 часа на участке, который подробно сам описывал в путеводителе!! Никогда не стоит быть слишком самоуверенным!

Теперь мы на той тропе, которая нужна! Идем, наматывая километр за километром на свои кроссовки. Меж тем, потерянные 1,5 часа дают о себе знать. С одной стороны, мы устали, блуждая в трёх соснах. С другой - начитается полуденная жара. От палящего солнца не спасают даже кроны деревьев.

С часу дня стало настолько жарко, что вдыхаемый горячий воздух до боли обжигал лёгкие! Вода в наполненных ранее бутылках стала горячей и жажду практически не утоляла! Останавливаться на отдых приходилось чаще, чем обычно. Я знал, что перед началом спуска к водопаду у дороги есть небольшой родник. Но в такую сушь наличие воды в нём было под большим вопросом. К тому же надо было не проскочить то место, где он находится. С какой же радостью мы увидели, прибитую к дереву деревяшку с рукописным указателем "Родник"!!! Огромное спасибо, тебе, добрый человек, поставивший этот указатель! :) Родник оказался живым и очень холодным. Мы наполнили желудки и все имеющиеся бутылки живительной влагой. Пару кружек было вылито на голову. Начался спуск в ущелье Хапхал, главной жемчужиной которого является водопад Джур-Джур.

В ущелье мы спустились непосредственно к пункту пропуска отдыхающих к водопаду. Здесь мы намерены были оплатить как свое посещение водопада, так и ночёвку на, находящейся неподалёку, Заячьей поляне. Просто ходить к водопаду и к роднику мы планировали часто, а оплата гарантировала доброе к нам отношение со стороны лесников. Оплатив посещение водопада и ночлег, мы двинулись по оборудованной тропе к самому чуду природы. Передвижение по тропе затрудняют многочисленные толпы экскурсантов. Перед самим Джур-Джуром на мостиках и тропинках оживленно, как на базарной площади в ярмарку! Буквально непротолкнуться! Нам нужно подняться на противоположный берег реки, чтобы добраться до нашей поляны. И без того крутой подъем по узкой лесенке затрудняют шныряющие в шлёпанцах и купальниках отдыхающие. Приходится часто останавливаться, сбивая дыхание. На дорогу вываливаемся буквально из последних сил. Здесь Джип на джипе! Движение, словно мы не в горах, а на оживлённой автомагистрали. Грунтовая дорога разбита в пыль, клубы которой поднимает каждая проезжающая машина. Вся растительность в радиусе 30 метров от дороги покрыта ровным серым налётом!! Где тот Джур-Джур, который я любил в юности?! Его больше нет! Его укатали, затоптали, заковали деревянными мостиками и перилами!!! Увы и ах! Цивилизация! Летом тут теперь делать нечего! Чтобы увидеть настоящий Джур-Джур, к нему нужно приезжать весной. Еще до начала майских праздников.

Приходим на поляну и устанавливаем палатку в тени деревьев. Хоть какое-то спасение от жары. На берегу реки у водопада табличка гласит о том, что купание запрещено ввиду того, что ниже находится питьевой водозабор, но это никого не останавливает! Да и дежурящие лесники сами подсказывают нам места, где лучше купаться. Впрочем, это я и без них знаю. Идем купаться. Вода прохладная и приятно освежает в такую жару, после забойного перехода. Андрей долго ёжился, но потом его уже было не вытащить из воды.

На водопад сегодня только посмотрели издалека. Проталкиваться сквозь толпу, чтобы подойти ближе к воде, совсем не хотелось. Любоваться на Джур-Джру и фотографироваться на его фоне без людей мы пойдем утром. Когда там никого не будет, кроме нас...

Третий день похода. Джур-Джур - Ай-Алексий - родник Алачук.

Утром, собрав рюкзаки, идём в гости к Джур-Джуру. Утренняя прохлада, шум воды, пение птиц и мы. Нет! Джур-Джур определенно еще жив! Здравствуй, любимый водопад!

Делаем семейный портрет на Заячьей поляне.

В путь! Сегодня нам предстоит непростой переход через турстоянку Ай-Алексий с одноименным родником, а затем через перевал Ликон до родника Алачук. Технически ничего сложного. Просто сначала придется преодолеть затяжной подъем, а потом довольно крутой спуск. Да и расстояние приличное. Поэтому, чтобы не повторять вчерашних ошибок, стараемся быть максимально сосредоточенными. Подъем к роднику Ай-Алексий преодолеваем в темпе взрослой группы. В роднике из двух его труб вытекают мощные потоки холодной воды. Я засовываю голову под одну струю. Андрюха с радостным воплем: "И я!!!" - делает тоже самое. Мама маленько в шоке. Почуяв запах нашего утреннего перекуса, приходит местный котик. Прелесть, а не кот! И ему тоже колбасы с нашего стола перепало.

Хорошенько отдохнув и запасшись водичкой, двигаем дальше. Впереди перевал Ликон. Подъем на него по тенистому лесу занимает ровно один переход. Что тоже весьма бодро даже для подготовленной группы! Ловлю себя на мысли, что уже сейчас стоит ориентироваться не на темп Андрея, а, в первую очередь, на своё собственное состояние. Ибо он бы еще шёл и шёл, в то время, когда я уже готов копыта отбросить! Начинаем спуск к роднику Нефан-Узень. Отпускаю своих вперед, учитывая, что не смогу двигаться с ними в одном темпе из-за больного колена. Но на одной из срезок видимо их обгоняю. От родника двигаемся уже вместе. Теперь у нас на пути сегодня уже не будет затяжных подъемов и спусков. До родника Алачук не так далеко. Но сам родник не очень мощный, и в это время вполне может быть пересохшим. Держим этот момент в уме. В случае чего, придется пройти еще минут 30 до родника Суук-Су, расположенному около стоянки Чегенитра, в котором вода будет наверняка. Тем временем жара нарастала. По дороге обнаруживаем почти спелый кизил. Вечером добавим его в чай. Вода в роднике имеется. Находим полянку под палатку. Правда, с тенью здесь не очень хорошо. Но это компенсируется влажным ветерком, дующим с моря и красотами местных пейзажей.

Кот Маркиз Это - кизил Скалы Чегенитры

Четвёртый день похода. Родник Алачук - перевал Каллистон.

Чуть свет уж на ногах... Останавливаемся у родника Суук-Су, чтобы набрать в фляги воды. До самого перевала Каллистон источников не предвидится. К нему ведут две тропы. По нижней я ходил много раз и описывал её в своём путеводителе. Она проходит по лесу и соединяется на перевале Проход Малые Ворота с верхней тропой, проходящей через перевал Проход Большие Ворота. Верхняя тропа мне кажется более живописной. К тому же я по ней ни разу в жизни не ходил. Идём туда. Недалеко от развилки дорог показываю место, где расположен родник Тарасовский, получивший своё название с моей легкой руки. Название даже перекочевало на карты популярных туристских атласов. Особого повода для гордости нет, но где-то даже приятно. По довольно крутой дороге выходим на перевал Большие Ворота. Здесь я уже бывал, когда мы вдвоём с Сергеем Аксенко совершали второй траверс Крымских гор. Тропу на Малые Ворота помню. После Малых Ворот тропа идет в основном лесом, иногда выходя на небольшие скалы, с которых открывается обзор крымского побережья и предгорий.

Не успев особо устать к полудню выходим к роднику у перевала Каллистон. Родник очень слаб. Нам приходится его основательно чистить, затем ждать, пока осядет ил, потом еще и фильтровать, чтобы получить что-то похожее на питьевую воду. Но я слишком люблю это место, чтобы уходить. Не так далеко, всего в одном переходе есть мощный родник Вересь-Чокрак. Я даже готов туда сбегать за водой. Но на ночлег хочу остановиться именно здесь. Это одно из любимейших мною мест в Крыму. Обилие душицы, чабреца и чабан-чая на самом перевале, который лишь в пяти минутах ходьбы от родника, здорово сглаживает неудобство от малого количества воды в роднике. Впрочем, к вечеру она настолько очистилась, что её можно было спокойно пить прямо из источника.
Дорога на пер. Проход Бол.Ворота Перевал Проход Мал.Ворота Впереди - пер. Каллистон Вид на скалу Свидание

Пятый день похода. Родник у перевала Каллистон - родник Павло-Чокрак.

Снова рассвет! Это именно то, для чего стоит идти в горы и рано вставать! Природа постепенно оживает. На короткое, правда, время, потому что 7-8 часов спустя станет настолько нестерпимо жарко, что даже мухи откажутся летать! Завтракаем. Пьем ароматный чай. Андрюха фтыкает в пейзаж посёлка Приветное...

Сегодня тоже решили немного изменить привычный маршрут. Дело в том, что красивую пирамидальную гору Шуври можно обойти как с севера, но так мы много раз ходили, так и с юга, но так я ни ходил ни разу. Разведывать, так разведывать! Идём с юга! Сразу за перевальной точкой Каллистона поворачиваем направо на грунтовую дорогу и постепенно поднимаемся на небольшой перевал на отроге горы Шуври. Следует довольно крутой спуск, который заканчивается у родника Вересь-Чокрак. Мощные струи воды вытекают из трёх его труб. Напиваемся. Немного ополаскиваемся. Дальше движемся по дороге, которая через час выводит нас на перевал Алакат. Кстати, я долгое время думал, что перевал Алакат это как раз та перемычка, которая на самом деле называется Каллистон. Вот, наконец, очутился и на настоящем Алакате!

Дальше дорога ведёт через лес. Густой такой буковый лес. Абсолютно ничего сверхъестественного, о чём стоило бы написать. Проходим мимо поляны, где находится турстоянка Нижний Кокасан, минуем памятник партизанам... Снова лес. Затяжной часовой подъем к стоянке Верхний Кокасан. Но и там мы не останавливаемся, а проходим около километра и разбиваем лагерь в тени деревьев у родника Павло-Чокрак. Пришли вообще довольно рано. Пятый день похода - это не первый день! Втянулись и нагрузки переносим уже легко. Пока никто не пришел, успели основательно выкупаться под бодрящей водой родника. Дальше был просто отдых. Можно даже сказать, курорт! Заодно, пока отдыхали, убрали весь мусор в округе.

Странное дело! За весь этот день, кроме рассвета, так и не сделали ни единого снимка. Как-то просто забыли о существовании фотоаппарата. И такое бывает!

Шестой день похода. Родник Павло-Чокрак - турстоянка Ворон.

Сразу от родника нас ждёт затяжной подъем на гору Сахарная Головка. Это не очень высокая отдельно стоящая вершина правильной конусообразной формы, обозначенная на картах, как гора Сори. Во время война на её вершине находился наблюдательный пункт крымских партизан, о чём свидетельствует мемориальная табличка. Вообще весь сегодняшний день - поход по партизанским местам. Чуть позже мы будем проходить мимо другого известного памятника - Кургана-могилы неизвестного партизана. Рядом расположен туристский почтовый ящик, где проходящие туристы в специальной тетрадке оставляют свои впечатления от похода и пожелания другим туристам. Отметились и мы.

Родник у перевала Нижний Шелен оказался живым, но не очень сильным. Немного передохнув у него мы отправились дальше. У небольшого родника на южном склоне горы Айваз-Кая встретили небольшую группу без рюкзаков. Оказывается, бегут на Нижний Шелен на разведку. Действительно, на Воронском домике (так раньше называлась стоянка) оказалась огромная группа, занявшая самую удобную поляну. Они явно перекусывали и собирались идти дальше. Но на наш вопрос об этом ответили, что уходить не собираются. Однако, через час поляна уже опустела. Но мы к тому моменту уже поставили палатку среди густой травы на лугу у лесопосадки. Назавтра нас ждал сложный день...

Вершина г.Сахарная Головка Вид с г.Сахарная Головка Курган-могила
неизвестного партизана
Наш лагерь на турстоянке Ворон

Седьмой день похода. Турстоянка Ворон - хребет Орта-Сырт.

Сложный день, потому что мы толком не могли знать, что нас ждёт в его второй половине. Хребет Орта-Сырт, называемый крымским Кавказом, был нами нехожен. Я много читал описаний и знал, что придется идти по узкой тропинке практически по вершине хребта. Причём, идти достаточно долго! Но читать, знать и идти - это всё совершенно разные вещи. Можно сказать, что в этом походе это был ключевой участок. Вначале мы планировали сделать ночевку на стоянке Ай-Серез, что в самом начале хребта, чтобы в последний день похода пройти 20 километров до Нового Света. Но решили, что такое расстояние для заключительного дня очень много. Тем более, что в конечный пункт не хотелось бы прибывать к вечеру! Как запасной вариант ночевки у нас значился перевал на тропе между сёлами Междуречье и Весёлое у горы Амбулапла, где, по сведениям из Интернета, находится непересыхающий родник. Туда и выдвинулись.

Дорога до Ай-Сереза довольно однообразна. Это широкая грунтовка, укатанная лесовозами. Отсутствие крутых подъемов и спусков облегчает передвижение и участок идётся легко. Родник Ай-Серез оказался слабым, но позволил набрать воды на дальнейший путь. Не без труда нашёл тропу на хребет Орта-Сырт. Через 15 минут, к своему удивлению тропа вывела на дорогу. Оказалось, что поворот мы сначала просто проскочили. Он до родника, а не после него, как пошли мы.

Хребет нас встретил сильным ветром. Оно и понятно. Открытое место, продуваемое со всех сторон. Тропа идет то с одной стороны от линии хребта, то с другой, обходя его вершинки, но никогда сколь-нибудь далеко от неё не удаляясь. Технически всё оказалось много проще, чем думалось. Прекрасные панорамы открываются в разные стороны от хребта. Вот слева мелькнули кварталы Судака между двумя вершинками, вот справа показались домики Междуречья. А вот и впереди - село Весёлое... У пирамиды горы Теркез-Оба, завершающей хребет Орта-Сырт, тропа растворяется в траве. Нам надо направо. Внизу видна дорога, по которой нам идти. Спускаемся к ней прямо по целине. На дороге встречаем парня, прогуливающегося от моря в горы. Он сообщает, что родник сухой. Это удар! Приходим на перевал. Как и писали в Интернете, здесь хорошее место для палатки. Но воды нет. Что делать? Беру фляги, и иду вниз, мимо иссохшего родника к пруду у села Междуречье. Идти долго. К тому же жара. А потом подъём с водой!!! Трудозатраты компенсируются купанием в тёплой воде пруда.

Натягиваем тент между двумя палками, чтобы сделать защиту от солнца. Это здорово помогает. Палатку ставить всё равно нет смысла. В ней через 5 минут будет температура, как в парной! Так в тени тента и проводим остаток жаркого дня. Очередной раз пролетает патрульный вертолет. Это мы уже дома узнаем, что уже пять дней горы закрыты для посещения ввиду чрезвычайной пожаропасности, лес над Ялтой горит, а вертолет ежедневно патрулирует горнолесную зону на случай новых возгораний. Сейчас же мы просто наслаждаемся последней стоянкой вдали от цивилизации.

Ближе к ночи ставим палатку. Солнце садится за горы. Несмотря на близость сёл, места здесь довольно дикие. Ночью в соседней балке слышны хрюкания кабанов.

Хребет Орта-Сырт Хребет Орта-Сырт. Внизу - Междуречье Сверимся с картой! Солнце садится за горы

Восьмой день похода. К морю!

От нашей палатки открывается потрясающий вид на горы, где мы только что побывали. Вдалеке видна Демерджи. Чуть ближе - западный обрыв ущелья Хапхал, увенчанный характерными зубцами. Еще ближе - зелёный южный склон Караби с торчащими белыми зубами скал. В самом центре заднего плана - правильный конус безлесной вершины Сахарная Головка. А еще ближе лесистые склоны горы Алваз-Кая. Хребет Орта-Сырт же находится сзади нас. Освещенные утренним солнцем, горы у нас, как на ладони.

Позавтракав спускаемся по довольно крутой тропинке на окраины села Весёлое. Дальше, ориентируясь по карте, минуем село по направлению к морю, набираем воды у водозабора на окраине села идем по полевой дороге вдоль границы леса, намереваясь свернуть на тропу, уходящую через гору Сандык-Кая в посёлок Новый Свет.

Начало тропы оказалось у домика водозабора, питающего Новосветский завод шампанских вин. Об этом нам рассказал Сергей, работающий здесь. Он здорово обрадовался, узнав, что мы идём в Новый Свет, и попросил по пути осмотреть водопроводную трубу на предмет утечки, потому что наша тропа в любом случае идет вдоль этой трубы. Мы пообещали сообщить ему по мобильному телефону, если обнаружим что-то криминальное, и начали неспешный подъем на гору Сандык-Кая. Водопроводная труда на самом деле является отличным ориентиром для пешего перехода из Весёлого в Новый Свет. Тропа нигде очень далеко не отдаляется от этой трубы. Взобравшись на перевальную точку Сандык-Кая мы убедились, что были совершенно правы, когда отказались от ночёвки на Ай-Серезе и прошли хребет Орта-Сырт за вчерашний день, не оставив этот участок маршрута на сегодня. Уже сейчас на побережье изрядно припекает. И даже прохладный бриз не способен остудить!

С Сандык-Кая мы довольно быстро по каменистой грунтовке спускаемся в любимый нами посёлок Новый Свет. Благодаря тому, что мы отдыхали здесь прошлой осенью, нам известна здесь каждая улочка, каждая скамейка. На семейном совете было принято решение не торопиться в Судак на базу КСО, а провести часть дня на пляже Нового Света, освежиться в море, отметить окончание похода бутылочкой прекрасного шампанского. Так мы и поступили. Вопреки моим опасениям, мы вовсе не обнаружили на пляже грандиозную толпу, а легко нашли себе уютное местечко на берегу. Море!!!! Какое блаженство - окунуться в прозрачную приятной температуры воду, после более чем 100 километров, пройденных по горам при жутчайшей жаре!!!

Ближе к вечеру мы переехали в Судак на базу контрольно-спасательной службы и разместились там. Первую ночь мы провели в палатке, а потом освободился трейлер и нам разрешили переселиться туда. В общем с этого дня у нас начался "матрасный" отдых. За это время мы были шокированы огромной толпой людей на пляжах Судака, просто заглянув на него. О купании даже мысли не возникло! Купались и отдыхали чаще всего неподалеку от базы спасателей на уютном каменистом пляже. Еще один раз съездили в Новый Свет и окунулись в его удивительную неповторимую атмосферу. Я каждый вечер ходил играть в волейбол на площадку, расположенного рядом санатория "Львовский железнодорожник". А через 5 дней мы уехали домой, чтобы 5 августа увидеть традиционный салют в честь дня освобождения Белгорода.

Немного фото на закуску:
Палатка на базе КСО Судака Наш трейлер в Судаке В трейлере Море...

Использованы фотографии Александра и Натальи Козыревых.

© Полное или частичное копирование материалов этой страницы разрешается при обязательном указании авторства путем прямой гиперссылки на данную страницу. АлеКо