ЗАПИСКИ
по поводу майской
"прогулки" по Крыму

1. "Из зимы в лето?"

Отъезд сопровождался снегом, холодным ветром и легким (под -5º С) ночным морозцем. Само собой, не обошлось и без нервов по поводу покупки билетов. Однако, всё получилось, и мы с напарником, видео-оператором и прочее-прочее-прочее в 8:12, точно по расписанию прибыли в Бахчисарай.

Первое, что бросилось в глаза в Крыму – снег, лежащий в горах, который мы с нервными улыбками заметили еще из окна поезда.

Второе – из Бахчисарая теперь без проблем на автобусе можно уехать в любое село и почти в любое время. Серьезный контраст, по сравнению с 1993 годом, когда вообще ни один автобус не ходил.

Третье. После того, как мы давали дуба в Харькове и ночью в поезде, жара нам показалась неимоверной.

Сходили во дворец, предварительно оставив наши рюкзаки в камере хранения. Цены на билеты оказались внушительными – 8 гривен с рылонаселения, поэтому на экскурсию мы "забили". Поснимали мало-мало внутри дворца, съели пахлавы, которую купили у той женщины, что научила Ташу (мою жену) ее печь. Она же нам первой сообщила, что вчера де тут были Акс, Play & Кº. этих чертей в Бахчисарае мы так и не встретили. Потом я на маршрутке съездил в КСО, отметил маршрутный лист. Потрепались о том о сем со спасателем. Он сказал, что такой холодной весны в Крыму не было 74 года. Вот теперь и думаем: "Как оно будем снега месить без ботинок?" Ну ничё-ничё – прорвемся.

2. Трудный путь на Мангуп.

Вернемся к нашим баранам! Из Бахчисарая довольно легко добрались до Куйбышево, а потом попутка подкинула до Новоульяновки. Оттуда выбрались на дамбу водохранилища. Там переоделись и доели таки, прихваченную из дома, паску, наконец!

Вот сейчас сижу в пещере "балкон" на Мангупе, пишу всю эту муть, и вижу чего мы там вчера натворили.

Ну началось все очень даже удачно. Поднялись на холм, вышли на поле озимых, свернули на нужную нам дорогу, а вот потом…! Потом свернули на ненужную. Хотя…, хотя, конечно в расстоянии выиграли (наверное). Но в задолбанности точно проиграли. Короче, пришлось местами продираться раком через шибляк по склону крутизной градусов 45. В общем, повеселились!

Всего от водохранилища до нашей пещеры шли 3 часа, даже чуть меньше.

3. Перенаселенный Мангуп

Play и Евгений Рахманин на МангупеТо, что люди на Мангупе буквально кишма кишат, это мы заметили еще снизу. Хорошо, хоть пещеру нашу не заняли. Оказалось, что сюда даже маршрутки ходят. Толпы так и снуют. Туда-сюда, туда-сюда!! Мы тут уже стали местной достопримечательностью.

-- Ой, а тут палатка!

-- А можно ее сфотографировать?

И тому подобное.

Мальчик лет пяти спросил: "А у вас телик есть?" :)

Ужинали наверху на травке. Так нас за этим занятием даже фотографировали. Дикари-с! :)

4. Ждем-с!

С утра ждем группу Акса. Народу стало бродить еще больше. В туалет даже сходить нормально нельзя. Ходил утром на южный обрыв. Нашел для Акса хороший подъем. Интересно, а снизу они его найдут!? Видел, как по дороге в Адым-Чокракской долине какой-то мотоциклист тормознул группу туристов. Видимо – лесник.

Погода – обалдеть! Легкая дымка, солнышко, теплый ветерок. Короче – загораем!

5. http//michel.dp.ua

14:25 28 апреля. Только что нас снова сфотографировали и сказали искать себя на вышеупомянутом сайте.

Наша палатка, похоже, стала одним из экспонатов Мангупа. Почти все экскурсанты ахают и охают при спуске к нам на балкон.

Кстати, об экспонатах – я так и не смог найти здесь пещерную церковь. Только что некая дама с двумя немцами пыталась у меня разузнать, где она (церковь) находится. Но, увы!

Однако, дело к ужину, а группы Акса все нет. Есть предположение, что они решили "положить" на посещение Мангупа. Хотя, все может быть (тьфу-тьфу!). По хорошему им тут от Пятой Балки (места прошлой ночевки) 3 часа ходу.

Между тем ветерок окреп и стал холодным. Я даже одел поларовые перчатки. Не могу нарадоваться, что их купил, тепло, и мухи не кусают!

6. Оглушительная тишина

Вчера вечером, когда народ "рассосался", мы сидели на балконе и слушали тишину. Ни одного постороннего звука! Слегка шумит ветер в ветвях, дрозды в лесу аж заливаются! Даже шевелиться не хочется, чтобы не нарушать тишину. Такой звенящей тишины я уже давно не слышал. Даже как-то странно. Не жужжит компьютер, не гремят автомобили, не галдят люди!

7. Дождались!

Рассвет на Ай-ПетриНаконец-то приперлась группа Акса. Точнее Акса самого среди них не было – остался на лагере. В настоящий момент пришедшие с Рахманиным после проведенной нами экскурсии по пещерам Дырявого мыса, пошли на Караимское кладбище.

Лагерь у них в урочище Истоки, поэтому бродят налегке. Завтра пойдем их догонять.

А у нас скоро ужин!

Еще одна новость! Какая-то группа из пяти человек недавно повторила наш вчерашний подвиг – проход через шибляк. И, кажись, они же расположились сейчас здесь в Барабан-Кобе.

8. Залет на Орлиный Залет

Утро 29 апреля было пасмурным. Подъем в 6:00 по будильнику. Завтрак. Сборы. Запись видеорепортажа по Мангупу. Редкий дождик и спуск с обрыва Мангупа в Адым-Чокракскую долину. Там группа Акс & Кº продолжает сборы, а Женька (Рахманин) надеялся, что они уже ушли. Состоялся легкий утренний трёп о том, о сем.

На палатке лежат 10 копеек украинских. Янец трясется, чтобы они не упали. Таня выдает фразу типа: "Это же вы мне за ночь заплатили",-- обращаясь к Янцу. Я говорю удивленно: "Дёшево ты берешь!" Рахманин хохму подхватывает: "Может, мы тебя перекупим копеек за 25?!" Все ржут!

Где-то в 8:15 мы от них отчалили. У Playя была фраза: "Мы в 9 выйдем?"— к Аксу. Но, судя по нашим наблюдениям, это вряд ли!

Т.е. мы где-то на час их обошли по времени. Плюс идем мы достаточно быстро. Плюс почти не блудили. Плюс срезали. Т.о. преимущество в 2-3 часа мы получили, при условии, что они нигде не блуканут. Если мы пришли на Орлиный залет в 16:20, то они, в лучшем случае появятся тут в 19:00. Да-а! Запарятся ребята серьезно. Переход действительно аховый. Мы оба чувствуем себя малость задолбанными.

Прошли сюда с перевала Бечку не через Ай-Дмитрий, как вероятнее всего пойдет Акс, а срезали по дороге через гору Кутлер-Богаз. Чем существенно сократили расстояние и исключили сброс, и потом набор высоты, если идти через Ай-Дмитрий. Однако, тропы, как таковой, там практически нет. Местами мы ее теряли, и приходилось тратить силы, чтобы на нее вернуться по опавшей листве. Вот почему и утомились. Хотя, переход, в общем-то, проходимый. Причем реально проходимый. Будем надеяться, что, и группа Акса с ним справится. А пока опять ждем. Женька пошел купаться в Плачущий Грот.

9. Комсомольцы

Группа Акса появилась внезапно, когда их уже перестали ждать. Смеркалось. :) Поэтому ужин намечался поздний. Между тем все вакантные места на поляне, кроме тех, которые мы забронировали для Акса, были заняты. Причем, что удивительно – кругом одни киевляне.

По тому, откуда появились Аксовцы, мы сразу сделали вывод – комсомольцы! В смысле – трудности любят. Приперлись по бездорожью. Конечно, завтра – дневка! Можно будет и отдохнуть.

10. Затянувшийся ужин

Ужин у нас начался часов в шесть вечера. Ну натурально это был полдник: вермишель б/п с кетчупом. Продолжение последовало вместе с группой Акса часов в десять в виде картофельного пюре и киселя, которые мы еле втоптали в себя. Потом посидели с Янцем и гитарой у костра. Мало-мало посидели. Потом просто посидели у костра. Между тем все уже разлеглись, кроме наших соседей. Естественно из Киева. Те достали гитару и весьма-весьма неплохо пели. Мы вдвоем сидели у своего костра и подпевали себе под нос, пока нас не пригласили на "рюмочку" чая. И… началось! Спящие группы разогнали нас в 2:30.

Вот сейчас в 7:30 30 апреля сижу над обрывом, дай думку гадаю. Пойти нам на Бойко, или остаться еще на один день здесь, бо плечики – бо-бо!

11. Старые пердуны

Думку закончил за меня Рахманин. Пока я сидел на обрыве Орлиного Залета с подошедшими киевлянами, он успел приготовить завтрак и почти собрал свой рюкзак.

В 10:10 вышли. Далее всё происходило рабочим порядком: 11:00 – Чайный домик, 11:30 – Юсуповская ванна, 12:00 – водопад Серебряный, перекус. На входе в БКК два лесника содрали таки с нас по 2 грн. за проход. Отдохнули около Почтового Дуба и начали подъем на Бойко, не заходя в каньон. На подъеме еще перед Ореховым родником обогнали девчонку с ма-аленьким рюкзачком, котелком в руке и привязанным на рюкзак кариматом, причем сбоку и, так, слегка. Пока мы отдыхали у родника, она успела посидеть и здесь и уйти вперед. Через 100 метров мы ее опять нагнали. Сразу видно, ребенок – новичок, идет в режиме клячи, причем в гордом одиночестве. Не сговариваясь, решили ей помочь. Даже не физически, а морально. Просто подсказали, как правильно идти в гору, поставили между собой. И человечек пошел. Пошел вместе с нами, наравных!

Поднялись на первую по пути видовую площадку. Показали ей каньон. Оно обалдело!!! Разговорились. Группа впереди, типа – поругались. Мы в одну душу думаем: "Что за лох печальный – руководитель, что позволил ребенку отстать так от группы?!"

Тут с видовухи и она и ее заметили ее группа с другого мыса впереди. Решили руководителю Ани (ее так зовут) дать по ботве. Подходим. Рахманин у нее и спрашивает: "Ты, в каком классе!" А оно отвечает: "На третьем курсе!" Мы в ауте! Занавес!

P.S. А плечики – бо-бо!!!

12. Даздраперма

Только что в исполнении огромной группы Орджоникидзевского лицея Днепропетровской области мы наблюдали Торжественную Первомайскую демонстрацию Туристов. Сначала просто смотрели на это дело, потом решили, что это дело нужно записывать. Особенно понравилась фраза-девиз: «Мойте руки перед ... и зад!» Молодцы ребята! Уважаю.

Всех с праздником 1 Мая! :)

13. Аукцион

Чуть позже, та же группа устроила аукцион по распродаже забытых на стоянках вещей. Некоторые вещи уходили весьма недешево. Например, простая х/б футболка ушла за 2 торта, 15 банок сгущенки и 2 конфеты. Правда, к футболке чисто бесплатно прилагался фотоаппарат-мыльница.

14. Ананисты-экстремалы

Одно из самых узких мест Большого каньона КрымаГруппу Акса мы ждать уже привыкли. Привыкли и к тому, что они взяли за правило появляться только тогда, когда их уже перестают ждать. Но в этот раз на Бойко они не появились.

В 15:17 мы заперли палатку и пошли в кругосветку по каньону сами. Типа – пусть им будет обидно, что в кино не попали, а не нам, что не сходили. Сверху прошли довольно резво и весело. Спустились к Голубому озеру. Искупались там по очереди. Дальше уже началось подобие экстрима. Ноги намочили сразу, у Пани, чтобы потом уже о них не задумываться. Там же попробовали стаканчик вина. Женька окунулся в Ванне Молодости. Интересно стало в 150 метрах выше. Там вода уже во все русло. А вот и первый котел, куда в 2000 году нырнула Наташа. Стали облазить его по скале справа. Женька – первый, я за ним. Ну, короче, где-то с высоты 4 метров он спорхнул вниз. Камеру спас. Лежит такой: «Пи..ец пальцу» -- радостный такой, и показывает мне средний палец, первая фаланга которого вывернута в обратную сторону. Я кричу: «Ну ровняй, чего смотришь!» Щ-щелк. «Выровнял!» -- удивленно улыбается. Слава Богу – всё цело. Пришлось пролазить по пояс в воде. А в 2000 году было даже ниже колен. Прошли с группой киевлян. У них веревка. Добрались до места, где вбиты крючья. Пока ждали ребят с веревкой – задрыгли!! Навесили перила и поска-ка-ли! Дошли до ручья Йохоган-Су. Я полез по скале. Женька говорит: «Я боюсь. Лучше обойду!» Меня тут заклинило. Обделался изрядно. Правда, дыхание перевел. Залез. А можно было обойти скалу по тропинке. Дальше скалы были простыми. В 20:30 вымокшие и замерзшие вернулись в свой лагерь на Бойко. Помолились за спасение наших душ, и за то, чтобы у Акса хватило ума в этот такой каньон не совать нос.

15. Ай-Петри (начало)

Приют контрольно-спасательной службы на Ай-ПетриВышли с Бойки в 7:55. через час уже уходили вверх от родника на Куру-Узени. В 9:49 были уже на плато. В 11 с копейками уже знали, что номер на приюте нас ждет. «Забили» номера и группе Акса (и баню). И, по привычке, начали ждать. Попили чаю. Попили пива. Поели пахлавы и самсы. Аксовцы появились только в 14:30. как всегда. Ждать их уже перестали. Сейчас на кухне перекусывают. Баня греется. Мы опять чего-то ждем.

16. Ай-Петри (продолжение)

Дождались! Банька получилась на славу!! Половина болячек попроходили сами собой. После бани пошли в кафе и отметили наше чудесное исцеление в каньоне с группой Аксенко двумя бутылками Массандровского портвейна.

"Солнышки". Ай-ПетриДальше был ужин. У нас он был просто королевским: картофельное пюре плюс поджарка из мяса. Случилось так, что мы поели всё раньше, чем группа Акса села за стол. Хотя готовить начали одновременно. Сами теперь удивляемся, почему у них это так долго получается! После небольшой прогулки улеглись спать.

Разбужен я был в 5:00 будильником. Play собрался делать фото на видовой площадке типа моей. С Татьяной. Я выглянул в окно – там туча! Лег досыпать. Рома тоже решил поспать.

Около шести я их всё-таки вытянул на съемку. Между прочим сделал и пару видеозарисовок. А теплынь на улице я даже не ожидал!! Почти как летом.

17. Беседка Ветров

В 9:00 мы попрощались с приютом и вместе с группой Аксенко пошли по плато в северо-восточном направлении. Через 20 минут они повернули на Таракташ, а мы пошли по яйле дальше.

Палатка на яйле у Беседки ВетровПо опыту знаю, что труднее всего идти по маршруту не в первый и не в третий раз, а именно во торой. И хотя в 2001 году я почти ничего не видел вокруг из-за тумана, сегодняшний участок мне тогда дался гораздо легче, чем сегодня. Последние силы отняла жара. Хотя виды, конечно, великолепны!!!

К Беседке Ветров мы пришли около шести часов вечера. Ветра тут действительно неслабые. Но в палатке классно, как дома.

Решили не продолжать наш путь по Восточному Крыму, пойти отдохнуть на Крестовке. Трудно! У Женьки болит колено, особенно на спусках. У меня стреляет в ухо! Пойдем лечиться.

18. «Ссыпание» в цивилизацию

Подъем «не свет ни заря» на Беседке не получился. Но, в 8:00 все-равно вышли. Весь спуск через Гурзуфское Седло занял три часа. В 15 минутах ниже перевала есть родник и поляна с палатками. Но вчера нам сказали, что лесник туда захаживает. Тропа вниз и вверх маркирована красными стрелками. По пути встречаются еще пару родников. Около 11:00 мы, как выразился Женька, ссыпались в Краснокаменку и уже через полтора часа пришли на Крестовку.

19. Вымершая Крестовка

Наш лагерь у скалы КрестовойПо опыту прошлых лет знаю, что на Крестовой в это время трудно даже найти место для палатки. Но… Но ни в этот раз! Отсутствие, то есть полное отсутствие, народа на полянах меня не столько удивило, сколько озадачило. причем очевидно, что народ был сегодня или вчера. Что могло случиться, до сих пор ума не приложу. Факт отсутствия кого бы то ни было на Крестовке подтолкнул нас к попытке поменять билеты на 5 мая. Что нам успешно удалось. Таким образом 6 мая мы будем дома.

20. Наглый ёжик

Целый день вчера (4 мая) и сегодня (5) напротив нас в море резвятся дельфины. Это, несомненно, хороший знак. Вообще, тут масса всякой живности. Вчера гоняли по веткам белку. Потом на камне обнаружили гнездо чаек с яйцами. А ночером, когда мы пили портвейн, к палатке пришел ёж. Наглый и хитрый. Он уже, видимо, приходил и стащил у нас хлеб. Мы его изловили…, но есть не стали. :) Он даже не свернулся. Спрыгнул с ладони, огляделся, и как задаст стрекоча в кусты. Я и не знал, что они носятся с такой скоростью.

Еще одно яркое впечатление вчерашнего дня. Я понял, что фотографирую я отвратительно. Это после того, как в Ялте я посмотрел уличную выставку фотопейзажей одного фотографа. Челюсть у меня была примерно на уровне колен.

Вот и всё! Скоро домой! Нам остался только легкий бриз с моря, солнце, дельфины. А больше на Крестовой так никто и не появился.

21. Последняя глава

Теперь мы еже в Казачьей Лопании ждем свою электричку. Дорога домой несколько затянулась и уже не вызывает «душевного трепета». От похода, как всегда при незавершенном походе, осталось легкое чувство неудовлетворенности. Имеет смысл, так сказать, подвести черту.

Снег на яйлеНадо сказать, что нам крайне повезло с погодой. Все время Крым был солнечным, теплым и приветливым. Что, впрочем могло сыграть с нами и злую шутку. Обилие воды в каньоне в такую погоду нас даже не напугало, а только лишь несколько насторожило. В результате – полеты над пропастью, легкие травмы, которые в конечном счете и сыграли решающую роль при сходе с маршрута. Кроме того, в сходе с маршрута не последнее место имел психологический фактор. До Ай-Петри был серьезный стимул походить с группой Аксенко. Да и хороших групп встречалось много. Потом все люди как-то рассосались, и мы оказались в некотором вакууме. Тут еще на Крестовой пусто! А идти назад, чтобы встретить группу Русиновой было тоже не интересно. Но, в конце концов, мы пришли в Крым отдохнуть. А когда уже налазились и соскучились по дому, то домой и поехали.

Да, были у нас в походе сложности, были! Но, позже, когда эмоции поостынут, вспоминаться будут совсем не они. Будут вспоминаться киевляне на Орлином Залете с их замечательными песнями. Особенно, конечно Женя и Кирилл. Будут вспоминаться ребята из Днепропетровской области с их Первомайской демонстрацией и аукционом. Вспомниться приют Ай-Петри и баня, посиделки в кафе на Ай-Петри, и, конечно, будут вспоминаться красоты: Мангуп, Орлиный Залет, Каньон, Ай-Петри, Беседка Ветров…

Трудности подзабудутся, но помнить о них все же стоит. Чтобы например не попадать в такие ситуации как в каньоне. Лишь бы у Русиновой хватило ума понизу не лазить. Впрочем, она должна уже подходить к Ай-Петри, где я забронировал ей места.

Удачи, всем, кто сейчас на маршруте!!

А мы почти уже дома!

12 ч. 11 мин. (укр. время) 6.05.2003 ст. Казачья Лопань.

© Полное или частичное копирование материалов этой страницы разрешается при обязательном указании авторства путем прямой гиперссылки на данную страницу. АлеКо